Главная страница
Кто мы
Статьи
Детская страница
Практика
Консультация
Советы
Философский музей 
Книги
Ссылки


Теоретические и методические проблемы построения
образовательного стандарта по психологии и педагогике


     Тенденция к комплексным исследованиям, характерная для всей науки в целом, становится объективной базой для интеграции психологии, педагогики и других наук о человеке, его воспитании и развитии.

     Одновременно каждая из наук, участвующая в междисциплинарном исследовании, имеет свой собственный аспект изучения, в чем и проявляется ее монодисциплинарность. Обе науки, имею собственные предметы исследования, неразрывно связаны между собой.

     Анализ образовательного стандарта по психологии и педагогике показывает, что он в большей степени направлен на утверждение монодисциплинарности, чем на взаимодействие и интегрирование. В современных условиях такой подход к построению стандарта вступает в противоречие с общей тенденцией в развитии человековедческих дисциплин – тенденцией к интеграции.

     Разделение педагогики и психологии в государственных стандартах носит, на ваш взгляд, условный характер, так как в этих дисциплинах больше объединяющего, нежели разъединяющего.

     Взаимосвязь, взаимозависимость и взаимодополняемость этих наук обуславливает ориентацию преподавателя психологии на изучаемый впоследствии курс педагогики. Среди других задач он определяет, что и в какой степени необходимо знать студенту для психологического осмысления курса педагогики? Преподаватель педагогики, в свою очередь, обращает внимание на понимание сути педагогических знаний с позиций усвоенного студентами психологического материала (педагогическое осмысление психологии). При этом интегрирующим “полем” обеих дисциплин выступает реальный процесс личностного и профессионального развития студентов.

     Интеграция психологии и педагогики способствует решению двух групп задач, взаимодополняющих и одновременно имеющих определенную самостоятельность:

     1. общечеловеческие (личностные), определяющие содержания и технологии познания, развития и актуализации собственного “Я” человека в различных областях жизнедеятельности;

     2. профессиональные (специфические), позволяющие изучить особенности педагогической (или какой-либо другой) деятельности, возможности развития и реализации профессионального “Я”.


     Обозначенные группы задач требуют рассмотрения проблемы взаимоотношений категорий инвариантности и вариативности, представляющие собой два полюса противоположных и одновременно связанных тенденций в развитии психолого-педагогических дисциплин – тенденций к его изменению и постоянству.

     Каждая из тенденций имплицитно содержит в себе противоположную, что свидетельствует об определенном противоречивом единстве обеих тенденций в развитии психолого-педагогических дисциплин

.

     Во взаимодействии психологии и педагогики также наблюдается несоответствие между потребностями теории и практики в их интеграции и дифференциации и отсутствием системы основополагающих идей, критериев, способствующих реализации этих процессов.

     Указанное несоответствие, на наш взгляд, может быть преодолено путем определения существенных идей и критериев интеграции и дифференциации, анализа имеющихся и построение на основе выделенных критериев вариативных программ психолого-педагогических дисциплин.

     Интегрирование учебных дисциплин зачастую осуществляется на основе общей для обеих наук идеи, проблемы, отличающихся многогранностью, многоаспектностью, комплексностью и являющихся центром интеграции и дифференциации всех психолого-педагогических знаний. Углубленное рассмотрение отдельных аспектов объединяющих идей и проблем позволяет установить новые связи, зависимости между сторонами изучаемого явления.

     В качестве интегрирующих факторов в педагогике и психологии могут выступать следующие: педагогическое содержание, способное проникнуть в другие учебные дисциплины, объединять их в системы высокого порядка; перспективная психолого-педагогическая концепция, направление, проблема и другие.

     Наиболее значимыми, базовыми в интеграции двух дисциплин выступают следующие: самоценность личности ребенка, идея развития, объединяющая в себе все человеческие ценности (В.П. Вахтеров), “реальный педагогический процесс в его сложной и многоплановой специфике, в его реально человеческом (субъектном) исполнении и обусловленности” (В.А. Сластенин).

     Таким образом, интеграция психологии и педагогики базируется на следующих положениях:

     1. Взаимодействие принципов системности, интеграции, дифференциации в процессе познания, что способствует переносу усвоенной системы психолого-педагогических знаний в профессиональную деятельность.

     2. Определение логических связей и критериев интеграции изучаемых предметов в целостном педагогическом процессе, что позволяет раскрыть значение психолого-педагогических знаний для развития личности студента и его готовности к профессиональной деятельности.

     3. Включение в процесс обучения интегративных блоков, что преодолевает изолированность, относительную замкнутость и разобщенность курсов психологии и педагогики.

     4. Систематическое и согласованное взаимодействие всех преподавателей дисциплин психолого-педагогического цикла в решении общих и профессиональных задач развития специалиста: совместное обсуждение комплексных проблем, составление планов и программ, конструирование и совершенствование технологий личностного и профессионального образования, совместная подготовка, проведение и анализ занятий, взаимодействие в руководстве практикой студентов.


Вьюнова Н.И.

Кандидат педогогических наук,

доцент.