Главная страница
Кто мы
Статьи
Детская страница
Практика
Консультация
Советы
Философский музей 
Книги
Ссылки



Понимание текста и творческое мышление

     Под текстом здесь понимается любая информация, выраженная в понятийной форме.
     Понимание мы рассматриваем здесь как постижение смысла и значения чего-либо и возникшее благодаря этому состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных им представлений.
     Мы предполагаем, что существует два разнонаправленных механизма понимания: один - формирование понятия, а другой - моментальное усмотрение структуры - инсайт.

     Понять - сформировать понятие. Формирование понятия - процесс сложный и длительный, и в результате этого процесса понятие в сознании человека приобретает общекультурный смысл. Т.о., вектор этого движения - от индивидуального к общекультурному, т.е. к точному, однозначному пониманию. Но это движение к безусловности - движение по гиперболе, оно не пересечет полного понимания. Из-за того, что одни и те же слова рождают у разных людей разные образы, а, кроме того, что есть еще и слова (группы слов), которые не связаны непосредственно с образами явлений, хотя появились благодаря ним. Это синкреты, комплексы, псевдопонятия и, наконец, понятия. В функциональном смысле: понятия обобщают коллективный опыт, они намеренно лишены деталей, присущих конкретным образам, а поэтому они пригодны для общения.
     Получается весьма любопытный момент: с одной стороны: понятие, ввиду своей обобщенности, является в современной культуре оптимальным средством, с помощью которого люди понимают друг друга. С другой стороны: обобщение, заключенное в понятии создает широкое поле вариативности образов, рождающихся в попытке понимания. Одним словом: понятия не однозначны для понимания.

     Понимание - мгновенное усмотрение. Инсайт - внезапное и не выводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы. В современной психологии понятию "инсайт" придается описательное, но не объяснительное значение. Мы в своей работе не ставим целью разобраться в механизмах этого явления. Приведем лишь как данность, что инсайт приводит к мгновенному пониманию. Насколько полно это понимание и в какой степени оно отличается качественно от "понимания поэтапного" судить трудно. Ведь достижение мгновенного понимания происходит в основном в "одноразовой" проблемной ситуации и решение, полученное с помощью инсайта, приводит к адекватному ее разрешению, поэтому нельзя точно сказать был ли утерян некоторый смысл, потому что в функциональном смысле человека интересует больше принцип, структура, нежели детали.
     С другой стороны: постепенное формирование понятий, позволяющее людям одной культуры понимать друг друга, так же функционально и в массе своей не дает сбоев, т.к. в повседневной жизни для общения нам, по всей видимости, достаточно поверхностного понимания, а недопонимание чаще приводит к курьезам, чем к нежелательным последствиям.
     Для нас важно то, что в неоднозначном понимании, в т.ч. и в понимании текста человеком, заложен, на наш взгляд, мощный творческий потенциал. На наш взгляд, человек постоянно имеет возможность творчески осмыслить предложенный текст, но в своем стремлении его максимально точно понять его он настолько подчиняется логике этого самого текста, что уже не может выйти за ее пределы и, по сути, развивает мысль, синтезированную из 2-х позиций: позиции текста и позиции автора.
     Вопрос: откуда берется оригинальное творческое решение? Если обратиться к истокам создания величайших научных открытий, то можно увидеть, что все эти открытия произошли в момент выхода мышления ученого из "гештальта", даже, скорей не из гештальта, а из нормы, принятой в науке, из логики текста, из синтаксиса культуры, наконец. Но что привело мышление ученого к смене картины интерпретаций? На наш взгляд - это способность к многозначному пониманию.
     Здесь мы переходим к вопросу о нашем понимании творческого мышления. Творческое мышление для нас - это способность придавать одному и тому же объекту множество разных значений по принципу дополнительности, т. е., понимать его по-разному, в то же время, осознавая его целостность. Творческое решение - принятие решения с позиции многозначного понимания.
     Что такое многозначное понимание? В начале работы говорилось, что понять текст однозначно сложно и люди в основном понимают тексты неоднозначно, т. е., не совсем так, как там написано и не совсем так, как понимают то же самое другие люди. Но все же неоднозначное понимание - это одно единственное понимание, пусть и не такое, как у других людей. Многозначное понимание - это понимание нескольких значений одного объекта. В случае многозначного понимания важно то, что субъект понимает объект как целостность его значений.
     Всякое истинно глубокое явление не может быть определено однозначно с помощью понятий нашего языка и требует для своего определения, по крайней мере, двух взаимоисключающих дополнительных понятий. Это означает, что логическое мышление в форме противоречий ставит пределы точному пониманию понятий, соответствующих истинно глубоким явлениям. Такие определения либо однозначны, но тогда не полны, либо полны, но тогда неоднозначны, поскольку включают в себя понятия противоречивые, или дополнительные. Дополнительные понятия - это понятия логически взаимоисключающие, но, тем не менее, принадлежащие одной целостности.
     Чаще всего люди имеют одно строго определенное представление о каком-либо явлении. Их система представлений об этом явлении выводится из системы понятий, а понятие есть определенное обобщение. Здесь обобщение мы рассматриваем как результат выделения общих, наиболее существенных признаков объекта, характерных как для всеобщего, так и для единичного. Но основания, по которому человек может обобщить многообразие единичных представлений в понятие, могут быть разными. Таким образом, когда мы рассматриваем некоторый текст, содержащий несколько обобщений одного явления, и эти обобщения построены по различным основаниям (качественное отличие), мы говорим о том, что у этих текстов разный уровень обобщения. Уровень обобщения понятие относительное. В нашем представлении оно не имеет количественного выражения. Уровень обобщения может быть более высоким или более низким только относительно другого уровня обобщения.
     Теперь мы можем структурировать изложенные нами представления о творческом мышлении и его связи с пониманием. Творческое мышление, на наш взгляд, - это способность к многозначному пониманию объекта (текста). Составляющими многозначного понимания являются разные уровни обобщения, мы имеем в виду, что разные значения одного текста не рядоположены, а качественно различны. Многозначное понимание какого-либо текста - это и удержание в сознании возможности переходить с одного уровня на другой, а так же понимание того, что в реальности, все значения непротиворечиво существуют одновременно. Здесь, в идеале, реализуется принцип дополнительности, т. е., если субъект понимает текст на разных уровнях обобщения и этих уровней столько, что они включают в себя дополнительные понятия.
     Таким образом, человек, мыслящий различными уровнями обобщения целого, имеет способность увидеть за текстом сразу множество значений, он не понимает "близко к тексту", он "стоит над текстом", и эта позиция позволяет ему выйти из логики текста, совместить ранее несовместимое и получить решение, не выводимое из предложенного текста - решение творческое.


Угрюмова И.В.