Главная страница
Кто мы
Статьи
Детская страница
Практика
Консультация
Советы
Философский музей 
Книги
Ссылки


Психическая устойчивость как условие поддержания
максимальной эффективности деятельности госслужащих

     В современных условиях от кадров управления требуется наличие высокого профессионального уровня, при котором учитываются не только внешние показатели труда (успешность, результативность), не только внутренние состояния (мотивация, труд, удовлетворенность) человека, но и наличие постоянной готовности к высокопродуктивной деятельности, к поступательному восходящему саморазвитию и др.
     Говоря о развитии профессионала считаем целесообразным более подробно остановиться на понятии психической устойчивости.
     Границы психической устойчивости определяются объективно существующими пределами, которые, в широком смысле, сводятся к двум. Во-первых, - это потенциальные возможности человека; во-вторых, - объективные требования конкретной ситуации. Психическая устойчивость признается условием поддержания максимальной эффективности.
     Психическая устойчивость руководителя - это способность соответствовать требованиям поддержания эффективности деятельности в различных, в том числе экстремальных ситуациях.
     Сущность психической устойчивости руководителя, как отмечает Малинин В.Р. представляет специфическую личностно-профессиональную ориентацию, направленность на определенные цели, заключающуюся в определенном характере нравственной ориентации человека и его способности. Иначе говоря, психическая устойчивость - это относительно устойчивое, но конкретное проявление всех компонентов психики, имеющих определенную направленность, выражающих гармоничность связи человека с внешней средой в конкретных условиях.
     В психолого-акмеологическом аспекте психическая устойчивость представляет гармоничность развития интеллектуальных, эмоционально-волевых и личностно-профессиональных качеств, которые обеспечивают успешность профессиональных действий и поведенческих реакций в процессе управленческой деятельности и жизненной стратегии.
     Обобщая вышесказанное, Деркач А.А.; Секач М.Ф.; Михайлов Г.С. в своей монографии вкладывают в понятие психической устойчивости характеристику адекватности психического состояния деятельности руководителя, которая дает ему возможность поддерживать максимальную работоспособность в различных, в том числе и напряженных ситуациях, добиваясь успеха в рамках жизненной стратегии. Речь идет о способности субъекта деятельности успешно противостоять условиям, которые могут отрицательно повлиять на его работоспособность.
     Акмеологический аспект здесь проявляется в том, что с одной стороны, эта устойчивость достаточно стабильна. С другой стороны, она предполагает обязательность взаимосвязанного развития и соответствия требованиям деятельности не только субъектно - деятельностных характеристик, но и индивидуальных, личностных, наиболее типичных и самобытных, которое характеризуют личность как неповторимую индивидуальность.
     Таким образом, на основании вышеизложенного мы сможем сделать вывод, что от уровня развития психической устойчивости напрямую зависит уровень профессионализма кадров управления и возможность достижения АКМЕ в профессиональной деятельности.
     Поэтому в процессе подготовки и переподготовки руководящих кадров в учебных учреждениях различных ведомств необходимо сделать упор на оптимизацию психической устойчивости, учитывая разрабатываемые акмеологией программы, модели, алгоритмы и технологии социально-психологического мониторинга развития слушателей, для обеспечения их продуктивной профессиональной деятельности на протяжении жизненного пути.
     Проанализировав различные подходы к понятию оптимизация А.А. Деркача и В.Г. Зазыкин отмечают, что общим среди них является то, что оптимизация в них связывается с всесторонним развитием личности как профессионала. При этом наиболее часто предпочтение отдается такому толкованию оптимизации, согласно которому речь все же идет о создании наиболее благоприятных, наилучших (заметим, что одно из значений латинского optimus-наилучший) для решения максимальной самореализации личности, в том числе путем достижения вершин профессионализма.
     Это подразумевает в процессе непрерывного образования формирование и развитие акмеологической культуры руководителей, потребности в творческом саморазвитии и самореализации, повышение подготовленности к осуществлению оптимальной профессиональной деятельности и саморегуляции, подготовку госслужащих к творческому использованию продуктивных технологий в повседневных и нестандартных условиях; обеспечение комфортных условий деятельности, а также восстановление психологического ресурса госслужащих и психологическое содействие им при решении проблем в психологически сложных ситуациях.
     При оптимизации психической устойчивости в системе непрерывного образования необходимо осуществлять:
  • подготовку государственных служащих именно как квалифицированных пользователей психологическими знаниями;
  • формирование у государственных служащих навыков оценки и учета психологических особенностей личности, овладение психотехниками делового общения, осознание и практическое использование психологических закономерностей управления людьми;
  • тренинговые занятия. Которые предполагают интенсификацию наработки навыков аттестации кадрами управления своего душевного и физического состояния. При этом расширяется сфера их самосознания, происходит активное пополнение и совершенствование орудийной основы для дальнейших действий любого рода, личностного роста;
  • тест - тренажерные занятия, которые важны как средство формирования установок на конкретное взаимодействие в процессе потенциально-конфликтной сложно-совмещенной деятельности. В ходе таких занятий более активно идет формирование навыков психодиагностики, антиципации, организации и оптимизации коллективного взаимодействия, установок на сотрудничество;
  • развитие волевых качеств, навыков саморегуляции, что подразумевает построение соответствующих тренингов с применением психолого-педагогических технологий.
     В случае подготовки государственных служащих как квалифицированных пользователей психологическими знаниями оптимальным в плане тренингов психосоматической саморегуляции является освоение ими аутогенной тренировки I ступени, мышечная релаксация, самовнушение, самоконтроль, переключение, приемы сенсорного репродуцирования образов и т.д.;
  • корректировку навыков профессионального взаимодействия, что подразумевает формирование установок на конструктивное взаимодействие, приобретение и совершенствование таких навыков общения, которые соответствуют наивысшим профессиональным стандартам;
  • активное привлечение профессионалов-ведущих специалистов, причем успешных, к формированию программы подготовки, переподготовки, повышению квалификации. При этом достигается эффект оптимизации профессионального взаимодействия;
  • консультирование - подразумевает помощь в использовании соответствующих психологических знаний, психотехнологий или готовых рекомендаций, советов, инструкций;
  • содействие в формировании личных контактов между госслужащими (организация совместных экскурсий, посещение музеев и др.).
     Считаем необходимым отметить, что наиболее важным моментом при оптимизации психической устойчивости является развитие рефлексивной культуры кадров управления.
     Сущностным компонентом рефлексивной культуры госслужащих является коммуникативный, который подразумевает умение работать с людьми, выражать и защищать их интересы и завоевывать доверие, авторитет в качестве представителя. Исполнителя "воли" государства.
     Не менее важно осознание госслужащими оснований их прихода к управлению, тех принципов, которыми они руководствуются. Как показывают итоги социологических исследований, снижению эффективности деятельности госслужбы способствует конфликтное состояние профессионального самосознания абсолютного большинства государственных служащих. Это связано с противоречивостью мотивов их прихода на государственную службу и оценок тех реальных ролей, которые они вынуждены играть каждодневно. На основании этого выделяется личностно-мотивационный компонент рефлексивной культуры, представленный психологическими особенностями госслужащего, его личностно-профессиональными качествами (ценностями, мотивами, целями, установками и т.д.).
     Поскольку считается, что основной результат деятельности руководителя-принятие и реализация управленческого решения как некоторого продукта интеллектуальной деятельности субъекта управления. То необходимо выделение предметно-интеллектуального компонента, непосредственно связанного с содержанием и спецификой деятельности госслужащего и принимаемых решений.
     Каждый из описанных компонентов может выступать предметом рефлексивного осознания, переосмысления, изменения, т.е. профессионального самосовершенствования.
     Развитие рефлексивной культуры с целью оптимизации психической устойчивости должно опираться на целостную психолого-акмеологическую концепцию рефлексивной практики, имеющую собственные принципы проектирования (сценарирования) и осуществления (сотворчества).
     Наиболее часто развития рефлексивной культуры используются инновационные игры, в которых рефлексия рассматривается как обращение на себя, свое сознание, мышление, сознание и мышление других, со стороны.
     Для развития коммуникативной рефлексии традиционно используют социально-психологический тренинг. Здесь возможны два основных подхода к развитию компетентности в общении. Во-первых, это развитие социальных умений (тренинг делового общения), а во-вторых, - это тренинг сенситивности, нацеленный на углубление опыта проживания и анализа ситуации общения.
     Первый вид тренинга подразумевает главной задачей развитие конкретных инструментальных умений, а второй - личностный рост участников группы, результатом чего является повышение адекватности восприятия себя, партнера по общению, ситуации общения в целом.
     Рефлексия здесь выступает механизмом осмысления партнерами своих успехов и неудач в общении, переосмысления стереотипов своего поведения, причин их возникновения и условий их актуализации.
     Благодаря специально разработанным процедурам происходит активизация невостребованного интеллектуального, эмоционального и волевого потенциала.
     Осознание различных сфер ранее не осознаваемого создает условия для переосмысления целостного "Я" как субъекта творчества.
     Рефлексивно-гуманистическая, культивирующая модель психолого-педагогического воздействия имеет свою логику разворачивания, и первым шагом и основным условием ее является создание рефлексивной среды, благоприятствующей развитию рефлексивной способности. В мышлении - это наличие проблемно-конфликтной ситуации, а в деятельности - установка на кооперирование, а не на конкуренцию в общении - отношения, подразумевающие доступность собственного опыта человека для другого и открытость опыта другого для себя.
     Еще одним важным компонентом создания рефлексивной среды и реализации культивирующих воздействий является создание отношений сотворчества. Рефлексивная среда связана с творческим раскрепощением личности, это система развивающих и развивающихся отношений. Последнее возможно лишь при открытости отношений в коллективе. Необходимое условие-соблюдение принципа психологического равенства позиций. Подразумевается ситуация двустороннего взаимодействия. Важно создать такой характер взаимодействий, который побуждает к творческому исследованию профессионального опыта, самосознанию, саморазвитию.
     Одним из эффективных способов развития интеллектуальной и личностной рефлексии является формирование у госслужащих продуктивной личностной позиции в отношении к себе и поиску решения творческой задачи при особо неблагоприятных и стрессогенных для продуктивного процесса условиях. Условий, когда выход из проблемно-конфликтной ситуации возможен только благодаря личностной мобилизации в виде активной рефлексии противоречий между имеющимися стереотипами опыта и требованиями возникшей ситуации. Это лекционно-дидактические методы обучения, где происходит трансляция знаний о рефлексии.
     Вторым способом здесь является осуществление специальных форм рефлексивно-акмеологического, психолого-педагогического воздействия, что направлено на интенсивное саморазвитие, рефлексивной компетентности.
     Третий способ подразумевает самоотчет и анализ уже осуществленного.
     Четвертый - наличие знаний о различных подходах к управленческой деятельности, работа над созданием целостной картинки своей управленческой деятельности.
     Кооперативный и коммуникативный тип рефлексии активизируется при специально организованных процедурах принятия группового решения и анализ этого процесса.
     Необходимо также использовать рефлексивную диагностику, создавать условия для осознания государственными служащими выявленных разрывов между теми компонентами профессиональной деятельности, которые они определяют как необходимые для инновационных изменений и теми, где они сами реально эти изменения осуществляют.
     Итак, мы видим, что акмеологией, психологией управления и др. направлениями, относящимися к психологии профессионального развития, нарабатываются различные методы, направленные на оптимизацию психической устойчивости кадров управления. Однако в настоящее время система вузовского образования испытывает ряд затруднений на пути внедрения гуманитарных технологий, практической реализацией в образовании гуманистических принципов. Поэтому основной задачей акмеологов, на ваш взгляд, для подготовки профессионалов государственной службы является не только разработка, но и непосредственное практическое внедрение в систему непрерывного образования комплексных программ, направленных на оптимизацию психической устойчивости кадров управления.

Жилкин Д.С., Щедрина Г.Н.
(РАГС)