Главная страница
Кто мы
Статьи
Детская страница
Практика
Консультация
Советы
Философский музей 
Книги
Ссылки


Профессионально важные качества личности менеджера

     Качества менеджера - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности.

     Талант менеджера определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики менеджера.

     Профессионально важные качества менеджера рассматриваются на трех уровнях:

     - на уровне задач деятельности менеджера;

     - на поведенческом уровне;

     - на уровне свойств личности.

     На основе управленческой деятельности менеджера можно выделить следующие профессионально важные качества.


     Организаторские качества, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества - это следствия проявления ряда психологических свойств личности.

     Наиболее важными являются:

  1. Психологическая избирательность - способность адекватно, без искажения отражать психологию организации.

  2. Критичность и самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках.

  3. Психологический контакт - способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей.

  4. Требовательность - способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации.

  5. Склонность к организаторской деятельности, т. е. потребность в ее выполнении.

  6. Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.


Среди других организаторских качеств следует отметить такие как:

     Целеустремленность - умение поставить четкую и ясную и стремится к ее достижению;

     Гибкость - способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя, при этом принципиальных позиций;

     Работоспособность - способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью;

     Настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели;

     Самостоятельность - способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи;

     Дисциплинированность - подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе;

     Инициативность - умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.

     Общей основой развития менеджера как специалиста и как компетентного управленца является интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности менеджера в зависимости от того, какие ресурсы менеджера - интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность.

     Существенное значение имеют для деятельности менеджера коммуникативные качества:

     - способность к кооперации и групповой работе;

     - поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций;

     - социальная компетентность при реализации своих целей.


     Менеджер в свой деятельности постоянно осуществляет три вида общения:

     а) субординационное, или общение при взаимодействии руководителя и подчиненных.

     б) служебно-товарищеское - это общенье между руководителями-коллегами.

     в) дружеское - это общение на основе морально-психологических норм взаимоотношений.

     В зависимости от конкретной ситуации и целей, важно точно применить тот или иной стиль общения. Если менеджер обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые контакты.

     Умение устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей.

     Далее обратим на следующее:

     Мотивационно-волевые качества:

  • стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе);

  • осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих);

  • самоопределение (свобода, самоопределение, открытость);

  • социальная компетентность (компетентность, разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя).

     В литературе по психологии менеджмента можно встретить ряд работ ученых изучающие менеджера и предпринимательские качества, потенциал которых зависит от умения предвидеть и быстро оценивать ситуацию рассчитать возможные результаты, умения разумно рисковать.

     Наиболее важным качеством менеджера является устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость - это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность менеджера протекает в условиях значительных психологических нагрузок.

     Таким образом, можно выделить в структуре профессионально важных качеств менеджера организаторские, интеллектуальные, мотивационно-волевые и предпринимательские качества.


Бабенко О. А.