Главная страница
Кто мы
Статьи
Детская страница
Практика
Консультация
Советы
Философский музей 
Книги
Ссылки


Он и Она: особенности взаимоотношений.

     Взаимоотношения полов принято рассматривать в контексте различий между мужчиной и женщиной. Различий физиологических, социальных и психических. Существует не малое количество мнений свидетельствующих о разнице или сходстве между полами. Но перед тем как мы разберём особенности межполовых взаимоотношений, имеет смысл рассмотреть причины непонимания между людьми в целом (без разделения их по половому признаку). В последствии, сделав перенос на отношения мужчины и женщины с поправкой на их индивидуальные особенности, нам будет проще осознать, в чём разница и сложность взаимопонимания между полами.

     Мы воспринимаем информацию из окружающего нас мира при помощи множества рецепторов, но есть основные, на которые мы ориентируемся в частности и при выборе партнёра по общению. Визуальные (зрение), аудиальные (слух), кинестетические (ощущения). У каждого человека наиболее развит свой предикат восприятия, через который нам проще установить с ним рапорт общения (эффективная бесконфликтная система отношений, обеспечивающая наилучшее понимание партнёрами друг друга). Так наибольшее количество людей считаются "визуалами" или "аудиалами", но это не означает, что другие системы восприятия для них не важны, т.к. целостную картину нам предоставляют интегрировано воспринятые сигналы.
     Недопонимание легко возникает между людьми с разными предикатами восприятия, так если мужчина "кинестет", а женщина "визуал" их претензии друг к другу могут выражаться следующим образом: "Он постоянно меня "лапает", или, "Она постоянно говорит, что я неряха, подмечает кучу мелочей…" А ведь каждый из них оценивает партнера по собственному предикату восприятия, мужчина "кинестет" выражает своё отношение в прикосновениях и полученных от них ощущениях, эту систему восприятия он проецирует и на партнёршу. Для неё же важно, чтоб он хорошо выглядел и был опрятен (как она), выполнение этого условия стало бы важным фактором (возможно решающим) для установления рапорта общения с ней .
     Таким образом, для создания хороших взаимоотношений с человеком нам важно знать какая система восприятия играет для него ведущую роль в познании окружающей действительности и нас как её неотъемлемой составляющей. Это укажет нам кротчайший путь к его сознанию.

     Но сложности в отношениях возникают между людьми, имеющими и схожие предикаты восприятия. Это зачастую происходит из-за искажения или индивидуальной интерпретации воспринятой информации, а может быть и результатом искажения смысла, при формулировке мысли человеком перед тем как высказать её другому. Ведь слово, это лишь символ, имеющий своё значение и несущий свой смысл, а иногда одно и тоже слово или словосочетание разные люди интерпретируют (понимают) по-разному, т.к. значение одного и того же слова они наделяют различными субъективными смыслами. Есть и другая особенность в интерпретации. Фраза: - Я убью тебя! - может быть понята по-разному в зависимости от контекста сказанного, а им является: ситуация в которой это сказано, интонация, мимика, поза говорящего, сопровождающие жесты и действия. Всё это воспринимается нашим подсознанием и индивидуально интерпретируется, превращаясь в суждение о том, что же на самом деле нам хотели сказать. На основе получившегося суждения мы даём ответную реакцию: - Постой, всё можно уладить мирным путём! - или - Я рад что тебе понравилось. - или - Хорошо, только сам не убейся. Значит, одним и тем же словосочетанием нам могли высказать угрозу, выразить восторг или пошутить.
     Общение и умение говорить это тонкий инструмент, эффективное использование которого может привести к достижению желаемой реакции от партнёра. Неопытность в его использовании и не знание своего партнёра может стать причиной взаимного непонимания, конфликтов, непринятия.
     Но как показывает наша с вами практика, люди не всегда понимают, казалось бы, простые с нашей точки зрения вещи и интерпретируют сказанное нами весьма субъективно. Так, нам порой приходиться устранять элементы недоразумений в общении, мы извиняемся и говорим, что совсем не "то" имели в виду.
     Случай из жизни. Я договорился встретиться с другом в метро в восемь. В результате, я приехал туда в восемь утра, потому что утром приехал в Москву и по пути домой планировал с ним встретиться. Он приехал на встречу в восемь вечера, потому что был свободен в это время. А с утра, как он потом говорил, ему бы в голову не пришло ехать ("зачем вставать в такую рань"). Каждый интерпретировал общую информацию по-своему, в соответствии со своими представлениями, в данном случае о распорядке дня и решил, что партнёр оценил её также, т.е. спроецировал индивидуальный смысл в другого.

     Поступающая информация в сознание человека подвергается искажению и обобщению, в соответствии с мировоззрением человека, его установками, убеждениями, конструктами, индивидуально значимыми смыслами, физиологическими и психическими особенностями восприятия. И если последнее заложено в большей степени генетически, то мировоззрение, установки и убеждения формируются у человека в контексте социализации (т.е. усвоения норм, правил, ценностей, форм поведения, того общества, в котором он родился, рос и существует). Этот процесс непрерывен, человек постоянно усваивает социальный опыт, перерабатывает его, реализует в различной деятельности, на основе чего формируется его личность и вырабатывается индивидуальный стиль жизни (влияющий на психосоциальную, а, следовательно, и индивидуальную динамику развития человека). И последующая информация, последующий опыт ложится на сформированный социальный фундамент личности, т.е. усваивается в контексте уже имеющихся представлений.
     Таким образом, мы можем сказать, что информация, поступающая к человеку, искажается через призму его личности (его индивидуального, жизненного опыта). Человек индивидуально воспринимает окружающий его мир и мир своих взаимоотношений с другими людьми. Хотя все люди разные, мы можем отличить городского жителя от деревенского, представителей "среднего слоя" от представителя богемы, члена одной субкультуры от другой. И представителям разных слоёв бывает тяжело найти общий язык из-за разности ценностей, убеждений и взглядов на мир, актуальных, специфических для их слоя проблем, и у каждого из них свой стиль поведения и правила общения, как и у каждого из нас. Поэтому любое сказанное нами партнёру по общению слово проходит через призму его сознания, через его индивидуальную картину мира (его опыт) и в соответствии с этим претерпевает искажение. Также важно не забывать про контекст подачи информации, т.е. необходимо учитывать психо-эмоциаональное состояние воспринимающего, обусловленное личными переживаниями и социальной ситуацией в которой он находится.

     Теперь чтоб понять некоторые из причин недопонимания между представителями разного пола, давайте посмотрим на то, как развивались мужчина и женщина, что их так отличает друг от друга и что объединяет.
     Природа не знает слова "пол", его придумали люди (наши предки), да и само слово "природа" тоже. Но для продолжения человеческого рода существовала и существует необходимость, чтобы женское и мужское начало соединились, т.е. для создания новой жизни необходимо единение полов, их слияние. На фоне этого различные социальные течения, превозносящие идеи превосходства одного пола над другим, выглядят убогими и противоестественными. Превосходство, о котором они говорят, несёт под собой культурно-исторический фундамент развития человечества, и возможность доминирования одного пола над другим обусловлено несовершенством социальной системы созданной людьми, а не имеющимся потенциалом у каждого из полов. В результате каждый из полов доминирует в своей области.
     Процесс создания жизни и её "вынашивания" определил физиологическую разницу между полами, и в соответствии с физическими данными каждый представитель пола занимался тем, к чему была лучше приспособлена его физиология (его тело), что в свою очередь легло в основу разделения трудовых обязанностей между мужчиной и женщиной. Разделив обязанности, каждый из полов определил свою ветвь развития, подразумевающую для наиболее успешного выполнения задач, свойственных данному направлению, наличие специфических качеств и умений. Те же в свою очередь повлияли на формирование психических особенностей каждого из полов . В течение миллионов лет психика мужчины и женщины развивалась в контексте деятельности, которой занимался каждый из полов. Ввиду этого у каждого из полов развивались различные отделы мозга, отвечающие за выполнение деятельности и обработку информации специфичных для каждого из полов, так различие между полами было заложено природой, но развивалось социально, выплавляясь генетически и оформляясь в психосоциальные половые признаки. И в современном обществе эта закономерность в большинстве своём сохранилась, не смотря на прогресс эмансипации.
     В истории за каждым из полов общественно были закреплены различные роли, следование которым подразумевало выполнение определённой деятельности, в обществе выработались стереотипы ("мерила") мужественности и женственности, получившие названия маскулинности и феминности, каждый из которых подразумевает наличие и культивацию определённых общественно одобряемых качеств характерных каждому полу. С эволюцией культуры и изменением социальной действительности изменяется и содержание понятий феминности и маскулинности. С рождением, социализируясь (см. выше), ребёнок усваивает данные эталоны, чему активно способствует его генетическая расположенность, эти эталоны ложатся в основу его индивидуальных взглядов, его жизненной позиции. И у каждого ребёнка в зависимости от его пола будет свой специфический контекст социального воспитания, специфичный для того общества, в котором он живёт и конкретных представителей этого общества, по своему транслирующих ему социальный опыт (родители, близкие, друзья).
     Выше мы говорили, что у каждого человека индивидуальное восприятие окружающего мира и содержание его внутреннего мира индивидуально. Сравнивая двух "случайных" мужчин или двух "случайных" женщины мы найдём у них серьёзные отличия друг от друга из-за разности их внутренних миров (их взглядов, позиций, установок, мировоззрения). Но сравнив этих двух мужчин и двух женщин между собой, мы тут же заметим сходства мужчин и сходства женщин внутри их диад и отличия диады мужчин от диады женщин. Мужчины, как и женщины, быстрее и лучше найдут взаимопонимание между собой. Это обусловлено тем, что их социальное воспитание имело общую направленность, содержало общую глубокую социально-историческую и генетическую основу, и, опираясь на данную общность, им будет легче найти взаимопонимание друг с другом, чем с представителем другого пола, прошедшего через иные паттерны воспитания, отличной культуры. Они придут к единению через общие социально-ролевые сходства присущие каждому из полов, но это не значит, что каждый из них поймёт и примет индивидуальность другого, и их отношения будут строиться исходя из знаний об особенностях внутреннего мира партнёра и раскрытия ему своего.
     Таким образом, на пути взаимопонимания между мужчиной и женщиной встают стереотипы, наполняющие жизнь каждого из них (и нас с вами) своим личностно-значимым смыслом, полным представлений о том, как должны развиваться их отношения, и кто какую роль в них должен выполнять. Ошибкой и причиной множества противоречий становятся здесь попытки навязать свои жизненные принципы другому человеку, вместо того, чтоб победить собственные стереотипы и помочь близкому вам человеку самому справиться со своими. Эти "победы" составят основу вашего личностного прогресса и прогресса близкого вам человека, станут началом постижения внутренних миров друг друга и создания общего мира эффективных и прогрессивных взаимоотношений, построенного на знании и понимании ваших индивидуальностей.
     У мужчин и женщин разные цели в жизни, как и у любого человека. Если мы с вами проанализируем, как проходит день женщины и день мужчины, то увидим массу отличий в их повседневной деятельности (занятиях и заботах). Разница в деятельности, как мы уже выяснили, приводит к разности в течение психических процессов. Следовательно, определяет разность в восприятии информации и выработке на неё ответной реакции, выраженной в поведении, не говоря уже о разнице в потребностях.
     Теперь давайте вспомним о том, что создаёт сложности в общении между двумя людьми (без градации по полу):
  • " Разность паттернов восприятия;
  • " Искажение поступающей и исходящей информации;
  • " Антагонистичность (противоположность) взглядов и убеждений;
  • " Контекст подачи информации.
     Перечислим уровни межполовых различий:
  • " Физио-генетический уровень (функциональная разница организмов, наследственность);
  • " Культурно-исторический уровень (формирование стереотипов феминности и маскулинности);
  • " Социальный уровень (разность социализации, разность усваиваемых социальных ролей);
  • " Деятельный уровень (разность основной деятельности и функционала);
  • " Индивидуальный уровень (как результат разность индивидуально-личностных представлений, установок, мировоззрений, направленности, интересов, потребностей).
     Как мы видим, на пути у каждого из полов встаёт множество препон (преград) общего характера (свойственных людям вне зависимости от пола) и специфических (обусловленных половыми различиями формирования психики и личности).
     Тогда возникает закономерный вопрос. Как мужчинам и женщинам все-таки удаётся найти общий язык, прийти к взаимопониманию, если и "природное" и "социальное" в них столь различно?
     Как выяснилось не столь "оно" и различно.
     Человек по своей природе бисексуален. Это проявляется и на гормональном уровне и на физиологическом. У каждого человека в разной пропорции содержатся и мужские и женские гормоны, тело каждого человека содержит и мужские и женские органы, но в рудиментарном состоянии. Так у пятинедельного человеческого зародыша нельзя распознать его пола и только к концу третьего месяца завершаются процессы, идентифицирующие его по полу . Исследования половых органов и их выводных путей говорят о параллелизме между признаками обоих полов в их рудиментарном состоянии. Так получается, что нет человека, которого было бы можно идентифицировать полностью как представителя одного пола, и каждый мужчина в какой-то степени является женщиной, имея все её половые признаки при себе (ещё раз напомним в рудиментарном состоянии), а каждая женщина носит в себе мужчину. На основании этих положений Отто Вайнингер разработал свою теорию притяжения полов.
     Получается что природа человека, хоть и наделила каждый из полов различной физиологией, но в тоже время сделала мужчин и женщин неразделимым, единым началом, наделив одну особь признаками обоих полов.
     Анализируя социальную сторону формирования полов, мы можем увидеть и множество общих моментов в социализации полов. Всем людям, вне зависимости от пола общество прививает ценности в ориентации: на индивидуальный успех и социальное развитие, уважение к личности других людей, соблюдение гражданских прав и обязанностей, поощрение создания семейных пар и т.д. В социуме содержится не меньше объединяющих мужчин и женщин факторов, чем факторов подчёркивающих уникальность каждого из полов, а уникальность как мы знаем это то, что отличает "одно от другого". Но только общество мало позаботилось о том, чтоб эта уникальность была взаимно сближающей и вызывала жажду не "обладать, иметь и властвовать", а "познавать, развиваться и совершенствоваться", уважая индивидуальность каждого из участников этого процесса.
     Природа наделила нас "двуполостью" и для создания новой жизни требуется и единство, и отличие между полами. И если отличий мы уже знаем достаточно, то видимо пришла пора искать то, что объединяет две уникальных стороны человека - мужчину и женщину.
     Человечество потратило тысячи лет в поисках и доказательствах разницы между полами, создавая тысячи предрассудков и барьеров с которыми развивающемуся человеку приходиться бороться для обретения гармонии в отношениях.
     Мир мужчины и женщины требуют откровенного взаимного проникновения, взаимного познания и единения для создания новых миров и мира их отношений, созданного на основе знания, понимания и уважения индивидуальности каждого из творцов.
     Как сказал И.С. Кон: "Чем лучше мужчины и женщины будут знать сами себя и друг друга, тем меньше у них будет разочарований".

     Мы сами несём ответственность за те отношения, которые создаём и наши действия или бездействия сопутствуют этому.

     Практические рекомендации:
  1. Учитесь устанавливать рапорт в общении с другими людьми через их предикат восприятия. Для этого вам необходимо быть внимательными к партнёру по общению. В своей речи он сам откроет вам свою ведущую систему восприятия, используя следующие глаголы и прилагательные: посмотри, это очевидно, видимо, посмотрим - такие использует чаще чем остальные "визуал", аудиал будет в речи постоянно ссылаться на то что он слышал, а кинестет подчёркивать в речи значение ощущений и чувств. Чтобы человек выделил из общего потока информации именно вашу, используйте одинаковые, сходные с ним речевые паттерны, обозначающие его предикат. Но не обманитесь, т.к. в различных ситуациях у одного и того же человека могут быть разные предикаты восприятия, так что используйте те, которые он сам использует в данный момент. Также важно чтоб их применение было не навязчивым, иначе вас могут обвинить в манипулировании.
  2. Во избежание вольности в интерпретации ваших слов и слов собеседника, т.е. для избежания искажения информации используйте уточнения, правильно ли поняли вы и правильно ли поняли вас. Человек разговаривает с вами не только словами, а сразу всем телом, наблюдайте и соотносите реакции тела с речью, так вы более верно сможете понять говорящего. Важно понимать: что вам говорят, зачем вам это говорят, почему именно вам это говорят и как это вам говорят. Соединив ответы на эти вопросы, вы будете достаточно информированы для верной интерпретации сказанного вам.
  3. Для разрешения споров и противоречий лучше задавать интересующие вас вопросы относительно мнения оппонента, так своими вопросами вы сможете дать ему понять ход своих мыслей и указать на слабые, как вам кажется, места или противоречия в его позиции. Отвечая на ваши вопросы, он будет вынужден рассмотреть и вашу позицию, сопоставив её со своей, и изменить своё мнение, а может быть, услышав его ответы именно вы измените свою позицию. Будьте критичны к себе и оппоненту в равной степени.
  4. У каждого из нас множество убеждений, стереотипов, установок. Каждому из нас они кажутся логичными и обоснованными. Поэтому именно нам предстоит работать с собой, чтобы от них избавиться. Согласитесь, со временем мы вспоминаем, как несколько лет назад причиной серьёзной ссоры была наша неопытность и "молодость" наших воззрений, наши амбиции. Сила нашей индивидуальности в том, что мы можем изменяться и развиваться, а вместе с нами будет изменяться и наше мировоззрение. Мир, люди и их отношения не так однобоки, как порой кажется каждому из нас, просто наши взгляды устарели и пора произвести переоценку ценностей и чистку от стереотипов. Мы не статичны.
  5. Не пускайте взаимоотношения на самотёк в надежде на то, что всё образуется само собой, но и не занимайтесь их строительством в одиночку. Гармония в отношениях есть там, где их создание шло совместно, в таких взаимоотношениях учитываются интересы каждого, и большинство интересов становятся общими. Девизом таких отношений становится веское Мы.
  6. Не позволяйте вас третировать, не скрывайте обиды, не умалчивайте о мелочах и противоречиях, говорите о том, что вас волнует иначе, накопившись, противоречия вырвутся наружу большим скандалом. Решайте мелкие проблемы на месте, в момент их возникновения. Пусть откровенность будет нормой ваших отношений. Главное не забывать, что одни и те же претензии можно высказать по-разному и то, как вы их преподнесёте близкому человеку, повлияет на развитие ваших отношений в дальнейшем. Не обманывайте себя, смотрите трезво на то, с кем вы близки, с кем вы живёте и себя самого.
  7. Интересуйтесь близким вам человеком, познавайте его, обратите внимание на его интересы. Будьте откровенны в отношениях с ним, покажите ему свой внутренний мир, откройте его мир. Чем лучше вы друг друга узнаете, тем проще вам будет понимать друг друга. Не ждите, когда кто-то разгадает загадку вашей души, сами раскройте свою индивидуальность (в делах, увлечениях, отношениях, общении).
  8. Развивайтесь, т.к. ригидность (закостенелость) приходит вслед за тем как останавливается ваш личный прогресс. Чем более вы развиты, эрудированны, тем более вы интересны (главное только не зацыкливаться на своей персоне, эгоцентризм и навязчивость вредят отношениям), тем более вы гибки. Чем больше вы знаете, тем более развито ваше мировоззрение, тем глубже и шире вы можете увидеть многие явления повседневной жизни, не только констатируя факт их наличия, но и понимая причины их возникновения и динамику их развития, а, значит, имея возможность влиять на них.
  9. - Чтобы научиться понимать людей нужно время, - скажут нам.
    - Чтобы научиться понимать людей, необходимо этому учиться, - ответим мы.
    Изучайте психологию, это поможет вам в личной жизни, в профессиональной деятельности и в воспитании детей. Это научит вас по-новому видеть мир не только окружающий, но и мир внутренний, тысячи миров людей окружающих вас.
     Приятных Вам взаимоотношений.
Козуб Андрей Сергеевич
социальный педагог - психолог.