Главная страница
Кто мы
Статьи
Детская страница
Практика
Консультация
Советы
Философский музей 
Книги
Ссылки


Позитивное влияние конфликтов на коллектив.

     Сегодня никому не надо доказывать, что проблематика, связанная с изучением конфликтов, имеет право на существование. Хотя бы потому, что конфликт - это такое же закономерное явление в существовании социума, как климат в природе. Ещё одна необходимость изучения конфликта заключается в том, что в настоящее время при постоянно растущем ритме жизни люди стали более агрессивны по отношению друг к другу и менее сдержаны в словах и действиях. Отсутствие толерантности и терпимости приводит к вспышкам гнева, а порой и насилия до полного уничтожения. До каких пор это будет продолжаться, так скоро можно нейтрализовать не только окружающих нас людей, но и себя самого. Для тех, кого не волнует окружающий социум, самое время включить свой здоровый эгоизм и научиться нейтрализовывать состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами.
     Слово "конфликт" происходит от латинского conflictus - столкновение. Конфликт - это противоречие в межличностных отношениях между субъектами, характеризующееся противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).
     Конфликт не следует воспринимать как однозначно деструктивное явление. Все в этом мире подчиняется законам философии, которая утверждает бинарность мира, в котором конфликт не является исключением. Он может иметь и положительное значение.
     Конфликт - это неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений и если научиться управлять им, хотя это и не лучшая форма взаимодействия, он способствует сохранению жизнеспособности и устойчивости коллектива, из этого следует, что конфликт - явление закономерное и нормальное.
     Конфликт выступает как инструмент преодоления затяжного процесса эволюции в сфере развития межличностных взаимоотношений в условиях закрытого и открытого социумов.
     Конфликт является динамической силой воздействия на повышение работоспособности и на переход, на новый виток развития как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Его отсутствие приводит к заторможенности и спокойствию, но в современных условиях при постоянно растущем спросе на увеличение объёмов работы и коэффициента полезного действия - это невозможно. Позитивное значение конфликта в его обобщенном виде можно свести к следующему: "Продуктивность конфронтации проистекает из того факта, что конфликт ведет к изменению, изменение ведет к адаптации, адаптация ведет к выживанию" (Goddard, 1986, p. 8).
     Из сказанного вытекает необходимость стимулирования конструктивных конфликтов являющихся двигателем прогрессивных изменений. Речь не идет об искусственном нагнетании конфронтации или насаждении враждебности. Конфликт как стратегия, стимулирующая более активные темпы сплочения коллектива при решении жизненно важных проблем или конкуренции, выступает стратегией развития позитивной инициативы, достижения оптимального эффекта с проявлением лидерских качеств личности.
     Для того чтобы конфликт имел конструктивное разрешение необходимо им управлять, т. е. целенаправленно воздействовать на устранение (минимизацию) причин породивших конфликт. Существует достаточно много методов и стратегий управления конфликтами. В тех случаях, когда эти технологии не подходят в тех или иных ситуациях, возникает необходимость в разработке других моделей поведения с учетом имеющихся методов и стратегий преодоления конфликта, при этом не следует забывать, что конфликт - это вызов, требующий творческой реакции ваших способностей.
     Основными методами конструктивного разрешения конфликтов между противоборствующими субъектами, достижение ими компромиссов или консенсусов, являются методы по типу "выигрыш - выигрыш" и "переговоры".
     Конфликт - это то явление, которым можно управлять, при этом снижая его деструктивное значение, а конструктивно увеличивая. Из этого напрашивается очевидный вывод: конфликт - это то, с чем можно и нужно работать.


Валяев А.М.