Главная страница
Кто мы
Статьи
Детская страница
Практика
Консультация
Советы
Философский музей 
Книги
Ссылки


     Что такое чувства и настроение, стоит ли к ним прислушиваться? Передаются ли они другим людям? Как избежать "заражения", если поддаваться ему не хочется?

     72. Как передается настроение взрослых ребенку? Чувствует ли он, когда я сержусь, когда - нет?

     Настроение - интересное психологическое явление. Непонятно, почему, как и когда оно возникает, как исчезает, но держится обычно долго, может быть, день, может быть, несколько дней. Если гнев, ярость, восторг обычно имеют определенную причину и потому понятны, то настроение - это просто эмоциональный фон, который возникает неосознанно, но тем не менее многое определяет в нашей жизни. Создавать настроение - особое искусство. Испортить же его может почти любой.
     Признаки хорошего настроения - "легкое дыхание", удачливость, раскованность, желание браться за новые дела, вера в успех, склонность видеть в людях расположенность к себе. Плохое настроение обычно сопровождается нездоровой напряженностью, ожиданием неудач ("Так я и знал!", осторожностью в отношении к другим людям, раздраженностью, плохим самочувствием. Даже то, что раньше не вызывало никаких трудностей, может не получаться, что было предметом гордости - вызывать разочарование.
     Настроение передается неосознанно, через эмоциональное "заражение". Настроение привносится и переносится - огорчения на работе трансформируются в раздражительность дома, и наоборот. Конфликты между взрослыми тоже выражаются в недовольстве собой и всеми на свете, в том числе и ребенком. Некоторые люди обладают особой способностью воспринимать эмоциональное состояние (их называют особо сензитивными, т.е. чувствительными), а другие, напротив, могут легче остальных задать эмоциональный тон общения, исправить создавшееся положение или, напротив, сгустить тучи (их называют эмоциональными лидерами).
     Наиболее чувствительными в семье обычно являются дети как естественные существа, нерефлексирующие, в большей мере, чем взрослые, принадлежащие к миру природы. Они еще не затронуты грехом рационализации и потому не выстраивают цепочек умозаключений - что происходит, почему и каковы возможные последствия - но тяжелое настроение в семье ощущают сразу. Они реагируют на то, что взрослые иногда пропускают или не контролируют в повседневном поведении - жесты, интонации, выражение лица.
     Настроение иррационально, к нему не придерешься, но интонации всегда выдают, какое оно. Попробуйте сказать банальную фразу "Мой милый мальчик" несколько раз - вы легко убедитесь, что в зависимости от логического ударения это можно сделать с сентиментальной любовью, иронией, сарказмом, угрозой. Все это "ловится" и отмечается детьми, хотя, конечно же, тоже вполне иррационально. Вы, наверно, вполне можете себе представить, что и ребенок может довести взрослого до белого каления различными способами, при этом говоря "А я ничего такого не делал!". Трудно сказать, что явилось пусковым механизмом такого поведения, потому что все, что происходит в семье, - результат взаимодействия.
     Эмоциональным лидером в семье обычно является мать (впрочем, к некоторых семьях это бабушка или сестра, реже бывает, что мужчины определяют настроение в семье). Связь матери и ребенка устанавливается задолго до его рождения через физиологические механизмы, телесно, природно. Тембр голоса матери, интонации, ее внутреннее состояние - все это для ребенка является раздражителями особой значимости.
  • Невозможно быть жизнерадостным всегда. Но можно вывести свое настроение на уровень осознания, и тем самым улучшить микроклимат в семье. Работа с настроением включает два направления - с самим собой и с другими.
  • Если вы стали отмечать, что плохое настроение бывает у вас чаще прежнего, постарайтесь несколько раз в день задать себе вопрос: "Что я чувствую?". Найдите как можно больше точных слов для ответа - усталость, раздраженность, злость, разочарование. Задавайте себе этот вопрос каждый раз, когда что-то внутри вас мешает вам жить. Попробуйте установить причину того, что происходит. Когда, в какой момент ваше ровное настроение сменилось плохим? Может быть, это вызвано каждый раз одним и тем же событием или встречей - например, c вашим начальником, свекровью, учениками и т. д.? Тогда стоит готовиться к таким встречам заранее, создавая настрой психологической неуязвимости, мысленно "отгораживаясь" от происходящего и говоря себе примерно так: "То, что думает обо мне этот человек, характеризует только его и никак не относится ко мне". Существуют и другие техники психологической защиты.
  • Следующий вопрос, который стоит задавать себе: "Что бы я хотел(а) и мог(ла) изменить?". Не нужно наступать постоянно на одни и те же грабли, и если вы установили причину своего плохого настроения, постарайтесь в будущем ее ослабить - сделать встречи более редкими, изменить маршрут жизненного пути.
  • Если работа по самоанализу у вас не ладится, лучше обратиться к психологу. Но это не значит, что в собственной семье вы бессильны. Очень важно, чтобы вашу раздражительность или подавленность дети не относили к себе. Поэтому нужно для начала расширить представление детей о том, каким вообще бывает настроение. Очень многие люди имеют чрезвычайно бедные понятия о внутреннем мире других людей (например, мама добрая - мама злая). Побуждайте ребенка рассказывать о своем настроении. Пусть он сравнит его а) с погодой б) со временем года в) с цветком г) с животным д) с любым неодушевленным предметом. Спросите его, как оно изменяется, каким становится. Пусть учится различать сосредоточенность и печаль, подавленный гнев и разочарованность.
  • Далее, старайтесь объяснять ребенку причину своего настроения, чтобы у него не возникало необоснованного чувства вины. Говорите с ним на доступном языке о том, что у вас происходит дома, на работе, что вас огорчает, какие задачи перед вами стоят. Объясните, чем он помог вам или может помочь. Пусть у ребенка формируется представление о сложности и неоднозначности мира, тогда у него не возникнет впечатление, что взрослые просто вымещают дурное настроение на нем.
     Бессмысленно бороться с эмоциональными состояниями или подавлять их. Нужно просто отводить им в вашей повседневной жизни надлежащее место, - тогда не они будут управлять вами, а вы ими.

     73. Сын 2 лет после дневного сна просыпается почти всегда в плохом настроении, хотя его никто не будит. Что это - индивидуальная особенность, возрастное или темперамент?

     Причины наблюдаемого поведения могут быть различными. Возможно, что ребенок сейчас переживает смену режима дня (которая, как известно, определяется не только удобством и пожеланиями взрослых). Может быть, в ближайшем времени он и вообще откажется от дневного сна, а сейчас начал потихоньку "перерастать" его. Убеждение, что все дети должны спать днем обязательно, ошибочно - многие дети старше одного года днем уже не спят, но их ночной сон длится дольше, чем у взрослых.
     Кроме того, и среди взрослых, и среди детей встречаются люди с различной потребностью во сне - так, кому-то нужно десять часов непрерывного крепкого сна, чтобы день был продуктивным, а кому-то достаточно всего пяти. Некоторые люди умеют успешно восстанавливаться, отвлекаясь от дел всего на несколько минут. Наполеон Бонапарт был, например, известен тем, что умел произвольно, в любое время суток, засыпать и просыпаться спустя 20 минут вполне отдохнувшим. Нельзя исключать того, что скоро ваш сын научится расслабляться и отдыхать среди дня, не прекращая бодрствованья. Но сейчас он еще не совсем приспособился к собственным индивидуальным особенностям.
     Возможна и еще одна причина того, что ребенок просыпается безрадостно - это, действительно, темперамент, от которого зависит, как человек относится к миру. Кто-то, открывая глаза, начинает плакать, а кто-то - улыбаться. Темперамент - особенность устойчивая, которая проявляется во всем, что бы ни делал человек, и сохраняется в течение всей его жизни. Возможно, и в будущем у мальчика будет сохраняться тенденция "видеть стакан" наполовину пустым, а не наполовину полным. Поскольку темперамент чаще всего наследуется от матери, то вы можете исследовать собственное мироотношение - какое настроение бывает у вас чаще, грустное или веселое?
     И, конечно, нельзя исключать возможности плохого самочувствия ребенка, чувства усталости или, напротив, некоторой перевозбужденности - но это уже вопрос педиатру, а не психологу.