Главная страница
Кто мы
Статьи
Детская страница
Практика
Консультация
Советы
Философский музей 
Книги
Ссылки


Собственность и дети
Часть 3.

     69. А. Потапова Что делать, если обнаружилось, что наша дочка ворует? Мы хорошо обеспечены, и у нее все есть. Почему она это делает?
     Проблема детского воровства очень сложна, и однозначно на вопрос "А почему ребенок ворует?" ответить нельзя. В то же время, детское воровство становится все более и более часто встречающимся запросом к психологу. Существуют несколько причин, по которым ребенок начинает брать чужие вещи или деньги. Самая очевидная и наименее часто встречающаяся причина - отсутствие денег в семье. Ребенок из бедной семьи может украсть понравившуюся ему вещь, которой, по его мнению, ему никогда не купят, но все же воровство такого рода - редкость.
     Чаще в практике детского консультирования встречаются воровство у детей из обеспеченных и хорошо обеспеченных семей. Причиной, как это часто оказывается, служит дефицит эмоций - нехватка внимания со стороны родителей или отверженность со стороны одноклассников. Показательным является то, как ребенок потратил украденные деньги: например, мальчик, стащивший у отца из кошелька две тысячи рублей, купил на эти деньги куртки для бедных одноклассников. Девочка потратила мамины деньги на то, чтобы купить подарок маме, "чтобы ее порадовать". Еще одна девочка потратила деньги, купив конфет и жевательной резинки на весь класс. Примеры можно продолжать.
     Во всех случаях нами отмечалось, что дети обладали либо несформированной, либо заниженной самооценкой. Они были не в состоянии оценить самого себя по разным качествам: так, большинство детей, проявляющих отклонения в поведении, не знают, грустные они или веселые, умные или глупые и т.д. Еще более сложным для них является задание определить, как их оценивают родители.
     Отношение родителей к ребенку в этих ситуациях чаще всего ограничивается контролем за выполнением домашнего задания, оценка поведения ребенка превращается в оценку самого ребенка. Основная реакция родителя на этих детей - отрицательная, основной способ воспитания - наказание лишением чего-либо (возможности общаться, гулять, денег, игрушек и т.д.). Поощрение принимает в основном материальные формы - за хорошую учебу ребенок получает шоколадку, игрушку. Общение в большой степени подменяется манипулированием - если ты будешь хорошо учиться - я тебе куплю что-то. Ребенок привыкает к такому обмену, и пытается "купить" хорошее отношение одноклассников и родителей тем способом, который ему доступен. Таким образом, основная причина такого воровства - эмоциональная депривация ребенка, нехватка принятия и поддержки со стороны близких, слишком жесткие требования к ребенку.
     Многие родители опасаются рассказывать ребенку о своих детских проблемах и трудностях, боясь уронить родительский авторитет, потерять власть над ребенком. Ребенок растет в ощущении, что его родители могут все, что они не делают ошибок, что по сравнению с ними он плохой и стать хорошим он никогда не сможет. Что бы он ни сделал, как бы ни старался, все равно мама и папа недовольны. Он убежден, что его переживания не могут быть понятны родителям или он боится что-либо им рассказывать из-за наказания. Ребенку сложно жить в атмосфере недовольства, эмоционального одиночества, невозможности поделиться переживаниями и проблемами.
     И если родители любят ребенка не для него, а для себя, любят не самого ребенка, а тот образ, который у них сложился. Ребенок чувствует несоответствие и бунтует на доступном для него уровне. Таков один из наиболее распространенных психологических механизмов воровства у детей доподросткового возраста (хотя он, конечно, не исчерпывает всех возможных причин).

     70. А. Потапова Мой 13-летний сын требует, чтобы я ему покупала одежду, совершенно неприемлемую на мой взгляд. В полной экипировке он выглядит как головорез или пират. Другие его приятели не настолько увлечены модой. Что с этим делать?
     Одежда - одна из форм личной собственности человека, и она особенно дорога ему, потому что то, что мы носим, во многом отражает наши взгляды и психологические проблемы. Чаще всего одежда выбирается как способ компенсировать некоторые недостатки, как внешности, так и самоощущения. Ощущающая себя непривлекательной, стремящаяся привлечь к себе внимание девушка выберет яркую, необычную, остромодную одежду - когда она ее носит, на нее обращают внимание. Девушка, боящаяся общения, застенчивая и тревожная скорее выберет что-то неброское, в другой одежде она будет чувствовать себя неловко, скованно. Мужчина, желающий продемонстрировать миру уровень собственных достижений в бизнесе выберет солидную, дорогую одежду, а желающий произвести впечатление - в чем-то даже кричащую. Уверенный в себе человек выбирает одежду скорее подходящую к случаю, удобную, комфортную, добротную. В подростковой среде отношение к одежде скорее как к символу принадлежности к группе, показатель "я свой", поэтому подростки с большим вниманием относятся к выбору одежды и аксессуаров, чем дети и взрослые. Но здесь все не просто: с одной стороны, подросток стремится быть таким как все, не выделяться из группы, с другой - ему надо выделиться, быть самым-самым, "крутым".
     Если ваш ребенок много времени и сил отдает своему внешнему виду, он хочет быть более модным, чем его приятели, это может свидетельствовать о том, что он не уверен в себе, что он сам себе не нравится. Чем более "накручен" его "скафандр", тем больше психологических проблем под ним прячется. Для вашего сына одежда может быть своеобразным забором, отгораживающим его от неприятия, насмешек приятелей. Он боится того, что сам по себе, без этих признаков "силы" он слаб и уязвим, что с ним не будут общаться или он окажется на низкой ступеньке в иерархии своей референтной группы (т.е. значимой, состоящей из людей, которые ему небезразличны).
     В среде подростков "по одежке" не только встречают, но и общаются. Поэтому для подростков важно иметь вещи, подтверждающие их статус. Если вашему сыну это необходимо, идите ему навстречу, в разумных пределах, конечно. Ваши эстетические воззрения при этом имеют мало значения. Покупая вещь вы можете высказать свое отношение к ней, но не в обидной для вашего сына форме. Не стоит говорить " ты в этих джинсах выглядишь как полный дурак", этим вы настроите сына против себя, укрепите его неуверенность в себе и ощущение отвергнутости. Ваше замечание, высказанное таким образом: "мне эти джинсы не нравятся, но может быть, я что-то не понимаю", не содержит уничижительной оценки вашего сына, только ваше отношение к вещи. В то же время, с течением времени вы сможете в какой-то мере влиять на формирование эстетических взглядов подростка. Повзрослев, подросток станет менее экстравагантным в выборе одежды.
     Другая сторона вопроса одежды связана с тем, что она во многом выступает средством компенсации комплекса неполноценности, служит некоторым образом индикатором неблагополучия. Следует выяснить, все ли в порядке у подростка в отношениях с приятелями и одноклассниками, нет ли проблем в школе. Если такой интерес к одежде возник неожиданно, возможно, он свидетельствует о том, что ваш сын влюбился и таким образом привлекает внимание девочки. Наиболее разумным может быть визит к психологу, который поможет разобраться, в чем причина такого интереса подростка к внешнему виду и стоит ли на это обращать внимание.
     Итак, ограничивая сына в выборе одежды, вы лишаете его одной из психологических защит (помните сказку о Царевне-Лягушке?). Поэтому постарайтесь преодолеть собственное (часто обоснованное) раздражение и подойти к решению проблемы с другой стороны, посвятив некоторое количество времени и сил укреплению самоуважения ребенка и воспитанию у него эстетического вкуса.

     71. 14-летняя дочь вдела сережку в нос; не останавливается на этом, говорит, что хочет иметь металл на губе и, стыдно сказать, в пупке. Всегда была совершенно нормальным, здоровым ребенком, у нас с ней хорошие отношения, но ее вкусы в последнее время просто приводят всех в ужас. Советов она, естественно, не принимает. Мне уже неловко бывать с ней на людях. Отчего эти подростки так перерождаются?
     Существует наука этология, которая изучает поведение человека и животных. И первое, что приходит на ум при виде всех этих металлических штучек в ушах, пупках и прочих местах, можно выразить очень коротко: это демонстративное брачное поведение. Брачная окраска. Если угодно, зов, призыв для привлечения особей противоположного пола. В животном и растительном мире вы без труда найдете много аналогичных примеров.
     В этом нет ничего плохого. Можно сказать, это возрастное. Подобное поведение представителей человеческой породы говорит о том, что либидо (половое влечение) созрело, что биохимия организма находится в совершенно определенном состоянии и что этот процесс необходимо сбалансировать посредством интенсивного общения с противоположным полом. В жизни человека настал момент, когда он хочет обратить на себя внимание и опасается, что его не разглядят среди множества особей того же пола.
     Другой вопрос: у кого возникает желание привлекать к себе внимание именно таким способом? Ведь средств для этого за историю человечества придумано немало. Психологи заметили, что использование броских, поверхностных, можно сказать, рекламных средств для выделения себя свойственно людям, которые не уверены в каких-то других своих способностях. Смелость пирсинга может скрывать несмелость интеллектуальную, социальную, коммуникативную.
     Вы не ошибаетесь, полагая, что внешний вид дочери - это элемент противопоставления: ее среды, где пирсинг принимается, где это распространено, где это просто мода, - среде другой. А выбранный для этого способ (на мой взгляд - несколько архаичный) позволяет человеку с пирсингом "сказать" окружающим примерно следующее: "Нет, я не ваш, я другой, я к вам случайно попал. На самом деле я чувствую себя принадлежащим к тому кругу, и вы об этом, пожалуйста, не забывайте. Видите: я скорее всего еще подросток и обладаю некоторыми инфантильными чертами. Так что соизмеряйте с этим ваши требования ко мне и мою на них реакцию".
     В том кругу, где пирсинг уместен, он является своеобразной невербальной знаковой системой, языком внутреннего общения, закрытым для всех остальных. У него есть своя символика: сережки в разных местах что-то говорят о своем владельце. Единственная серьезная трудность для носителя металла на теле - понять, где и когда это действительно неуместно и может помешать в достижении его собственных целей.
     Поэтому не надо приходить в ужас от того, что происходит; лучше вспомнить, что поколением раньше было принято измерять высоту юбки над коленом у школьниц, а длинные волосы и темные очки могли послужить поводом к исключению из школы. Так что, в общем, это все мелочи, а вкус воспитывать полезно всегда.