Главная страница
Кто мы
Статьи
Детская страница
Практика
Консультация
Советы
Философский музей 
Книги
Ссылки


Школьные годы.
Часть 2.


     34. Слышала, что в школе многие дети становятся "закомплексованными" и сохраняют это потом на всю жизнь. Правда ли это и что в таком случае делать?
     Находясь в доме, в семье, ребенок приобрел о себе самом некоторые первые представления - он знает, что он "самый маленький" (или, наоборот, "старший из детей"), "ленивый" или "трудолюбивый", "быстрый" или "медлительный". В классе же его начинают сравнивать с другими детьми, и он "примеряет" к себе уже совсем другие качества и характеристики, которые могут оказаться для него неожиданными. В самосознание ребенка вносятся существенные поправки, нередко не к лучшему. Так, например, он открывает для себя, что он уже не самый сообразительный, не самый быстрый, не самый любимый - он должен уже заслужить любовь и признание в классе своими достижениями.
     Само по себе это открытие неопасно - ребенку полезно узнать, что он по-разному отражается в представлениях других людей. Но плохо, если он начнет себя полностью отождествлять с их оценками. Частное мнение должно касаться отдельного поступка, отдельного достижения, но не личности человека в целом. Поэтому полезно немного поработать над различением отметки и способностей ребенка в целом, мнения учителя и родителей, отношения к разным предметам и к школе, учению в целом. Необходимо формировать частные самооценки ребенка, касающиеся отдельных навыков. Для этого важно, отмечая отдельные недостатки, подчеркивать все успехи ребенка, все то, что отличает его от других детей и не стесняться говорить о собственных неудачах в школе.
     Предложите ребенку лист бумаги, на котором написано: "Я умею". Пусть он напишет список того, чем гордится, что считает у себя хорошо получающимся. Если он не сможет ничего написать сам, помогите ему, вспоминая эпизоды его успехов. В минуты неудач, когда ему будет трудно сделать домашнее задание или приступит к любой новой деятельности, а также когда он будет получать плохие отметки, вспоминайте что-либо из этого списка, говоря: "А вот зато на велосипеде ты умеешь кататься лучше всех!".
     Расспросите его, как учительница хвалит или ругает его и других учеников. Словесная оценка ни в коем случае не должна обобщать черты личности и программировать неуспех ("Разве ты когда-нибудь сделаешь это хорошо!"). Если вам кажется, что это требование не соблюдается, постарайтесь смягчить и переинтерпретировать высказывания преподавателей - "Ну не может быть, чтобы тебя обозвали лентяем, наверно, просто Марья Ивановна сказала, что ты, с твоими способностями, мог бы успеть решить больше примеров!".
     Тревожный признак - если ребенок начинает уделять слишком большое внимание школьным отметкам. Акцентируйте его внимание на том, что не обязательно быть отличником по всем предметам - иногда бывает так, что хорошую отметку получают незаслуженно ("Просто повезло"), а иногда плохая отметка еще не означает, что ребенок знает урок хуже других. Дайте понять ребенку, что школьный объем знаний еще не исчерпывает всего предмета; полезно дать почитать что-либо дополнительно по предмету, например, в одном из учебников-справочников многочисленных переводных серий, отличающихся, как правило, высоким качеством. Другой способ дать ребенку дополнительную психологическую защиту - просмотреть изучаемый материал, слегка забегая вперед, чтобы первоклассник мог или задать нужный вопрос, или блеснуть своими познаниями на уроке. И еще одно пожелание: постарайтесь не допускать невыгодных для вашего ребенка сравнений с другими детьми, а если это все-таки происходит, уравновешивайте их другими наблюдениями. Не стесняйтесь говорить об успехах и достоинствах вашего ребенка в присутствии других людей, особенно учителей и его одноклассников, пусть общественное мнение, а затем и самопредставление ребенка будут позитивными.

     35. Дочь 12 лет слушает музыку, когда делает уроки. Причем громкую. Запрещать?
     Кому и чему эта музыка мешает? Очень многие люди могут заниматься интеллектуальным трудом только под музыку, которая увеличивает продуктивность и помогает сконцентрироваться на работе, которая сама по себе не очень привлекательна. Во многих учреждениях в течение дня включено радио, и в этом нет ничего ужасного.
     Как вам кажется, вашей дочери легче или труднее делать уроки среди шума и грохота? Занимает это у нее больше или меньше времени? Если вам кажется, что музыка мешает, вопрос решен и нужно просто развести во времени развлечение и работу. Пусть слушает столько, сколько хочет, но до занятий или после них.
     Если же музыка только облегчает приготовление уроков, позволяет выполнить их легко и радостно, ограничения могут быть связаны только с тем, насколько вы готовы терпеть оглушительный звуковой фон. Может быть, завести для дочки наушники, и часть проблем решится?

     36. А. Потапова. Девочка отказывается ходить в школу, там ее травят. Что делать?
     Школа - сложный социальный организм. Ребенку в школе нужно соответствовать самым разнообразным требованиям, как со стороны учителей, так и со стороны одноклассников. На эти требования накладываются требования родителей, которые хотят, чтобы ребенок хорошо учился и соответствовал их пониманию того, что такое "хороший ученик и хороший ребенок". В такой ситуации ребенку, хоть в чем-то не отвечающему жестким стандартам школы, существовать сложно. Он или вступает в борьбу за право быть таким, какой он есть, или приспосабливается ко всем требованиям, что практически невозможно.
     В первом случае ребенок защищает свою свободу и желания путем протестующего хулиганского поведения, а во втором случае ребенок адаптируется ко всем взрослым и ровесникам по очереди, приучаясь к хитрым играм с родителями и особому учебному поведению, адресованному учителю. Он привыкает существовать в "расколотой" жизни. Первый путь - путь протеста - можно назвать "путем хулигана". Второй путь - путь приспособления к бесчисленным требованиям окружающих - "путем невротика", потерявшего связь со своими желаниями и с самим собой. Этот путь часто приводит к желанию уйти из ситуации, спрятаться, что реально оборачивается прогулами, враньем, невротическими срывами или депрессией.
     Отношения с одноклассниками наладить зачастую сложнее, чем со взрослыми. У взрослых достаточно простые правила, да и количественно учителя и родители уступают одноклассникам. Дети по природе своей жестоки, их нравственные установки в основном биполярны: хороший - плохой, черное - белое, наш - не наш. В младших классах эти нормы берутся детьми напрямую от учителя. Если учитель не любит кого-то из учеников, весь класс его не любит. В старших классах отношение между оценкой учителей и учеников более сложное, непрямое, но любимчиков и "маменькиных деток" не любят. Вписаться во взаимоотношения с одноклассниками сложно детям и подросткам, которые чем-то отличаются от других, более тревожным, слабым, неуверенным в себе, не способным постоять за себя. Маленький рост, веснушки, очки, "старомодная" одежда или прическа - все может стать причиной несправедливой и потому особенно обидной нелюбви сверстников к ребенку. С природными особенностями ребенка сделать что-либо сложно, но можно подобрать красивые, модные очки, купить девочке туфли и одежду такую, какую носят ее одноклассницы, чтобы она не выделялась в классе. Девочке сложно сохранить хорошие отношения с подружками, которые ходят на дискотеку, если вы ее туда не пускаете или караулите на улице. Вы, таким образом, даете повод посмеяться над ней.
     Чтобы быть привлекательным, ребенку нужно представлять интерес и ценность для окружающих. В этом могут помочь спортивные умения, умение играть на гитаре, танцевать, знания тех музыкальных течений, которые модны в подростковой среде. Помогите ребенку овладеть этими знаниями и умениями. Ведите "политику открытых дверей", поощряйте визиты приятелей - ребенок на своей территории имеет преимущества, да и вам будет спокойнее, если ваш ребенок будет общаться с друзьями дома, а не где-нибудь в подъезде, бесконтрольно. Не делайте и не говорите того, что может смутить или поставить ребенка в неловкое положение, особенно на глазах его приятелей.
     Для того чтобы взаимоотношения с другими складывались успешно, ребенок должен быть уверен в себе, ощущать себя с другими на равных. Ребенок, не знающий, как себя вести, боится или смущается, от неуверенности или неловкости он может стать агрессивным или чрезмерно заносчивым. Вероятность неудачи в общении в такой ситуации велика, а каждая последующая неудача снижает представления ребенка о собственных возможностях.
     Вероятно, ваша дочь имеет неадекватную, заниженную или завышенную самооценку, не представляет, какая она на самом деле. Мягко, но решительно поговорите с дочкой о том, почему к ней так относятся, или отведите ее к психологу, который поможет девочке понять себя и других ребят. Возможно, желая, чтобы девочка была "самой хорошей", вы неосознанно противопоставляете ее другим, или слишком часто ее одергиваете. Она может почувствовать себя одинокой, неудачницей, у которой ничто никогда не получится. В таком случае девочке необходимы удачи, поддержка, просто тренировка в том, как можно ответить на выпады одноклассников, не уронив собственного достоинства и не противопоставив себя классу.
     Необходимо как можно скорее вернуть жизнь ребенка в нормальное русло, помочь справиться с ситуацией, вернуть веру в себя. Нелишним будет поиск другого места общения, где за девочкой не тянется шлейфа отверженной, где она может проявить с лучшей стороны свои возможности. Это могут быть кружки или курсы, художественная или музыкальная школа, спортивная группа.
     Игры - тренировка общения, проводимая в безопасной обстановке, с долей юмора, - дадут необходимый автоматизм, который может понадобиться в самых разных ситуациях в школе. Чем больше круг общения, тем легче ребенку адаптироваться, тем меньшее значение приобретут для нее сложности взаимоотношений в классе.