Главная страница
Кто мы
Статьи
Детская страница
Практика
Консультация
Советы
Философский музей 
Книги
Ссылки


Ребенок родился.
Часть 3.

     4. А. Потапова. До какого времени мама может брать с собой сына спать?

     Потребность засыпать в тепле и безопасности есть у любого живого существа, но у всех существует разное понимание того, что же такое безопасность, да и тепло нужно каждому свое. Одна из сторон этой проблемы состоит в том, кому больше нужно, чтобы мальчик спал с мамой – малышу или маме. Если ваш ребенок привык спать в своей кровати, если обычно он особенно не настаивает на том, чтобы с ним сидели, пока он засыпает, но время от времени он все же требует, чтобы с ним спала мама, или взяла его в свою кровать, это может свидетельствовать о том, что по каким-то причинам ему сейчас труднее существовать, чем в другое время. Стоит обратить внимание на то, ходит ли он в садик или в школу с тем же настроением, что и раньше. Нет ли у него конфликтов со взрослыми или другими ребятами в саду, в школе или на улице, не произошло ли в его жизни какое-то событие, которое он воспринимает как нечто страшное, с чем ему трудно справиться. Возможно, вашему мальчику не очень спокойно. В такой ситуации может помочь ваше внимание, доброта и ласка, поддержка, добрые сказки на ночь и ничего страшного не случится, если вы пару ночей проведете с ним вместе.

     Возможна ситуация, когда мальчик привык спать с вами по причинам, не связанным с его психологическим состоянием и страхами, например, из-за тесноты жилищных условий. Такую привычку ломать сложнее, но и тут есть способы помочь мальчику привыкнуть спать одному. Посидите вместе с ним, пока он не заснет, читая или рассказывая ему сказку. Рассказывайте ему, какой он теперь большой, смелый, как много он может. Можно найти замену маме на ночь – любимая мягкая игрушка вполне способна восполнить недостающее тепло и дать ощущение защищенности.

     Сложнее бороться с ситуацией, когда совместный сон ребенка с матерью вызван не его, а ее желанием не оказаться в постели в одиночестве, стремлением мамы чувствовать около себя хоть кого-то, или страхами за его здоровье – «вдруг раскутается, ведь он такой слабенький…». Такое поведение матери продиктовано в значительной мере ее собственными интересами, потребностями и страхами, которые мама транслирует своему ребенку, лишая его возможности взрослеть, расти самостоятельным и независимым. В возрасте пяти-шести лет для мальчика уже не желательно спать в одной постели с матерью, это может привести к нарушению половой идентификации ребенка.


     5. Какие меры воздействия применимы к ребенку 1,5 лет?

     «Меры воздействия» – это регулирование поведения ребенка в соответствии с тем, что в данный момент представляется наиболее целесообразным. Разумеется, устанавливает это взрослый, ребенок же может иметь по этому поводу совсем другое мнение, отсюда и возникает необходимость дать ему понять, что он не прав, и добиться желаемого.

     Для ребенка полутора лет самым действенным является воспитание через подражание. Покажите ему, что он должен делать, и он, скорее всего, сумеет повторить. Если вы учите его простым действиям (например, есть ложкой), помогите ему – возьмите его руку в свою и проделайте то, что нужно.

     В этом возрасте дети уже понимают слова – вы можете попробовать им объяснить, чего вы добиваетесь, если это не слишком сложно. Слова запрещающие – «Нельзя», «Плохо», и поощряющие – «Хороший мальчик», «Умница», - они тоже начинают распознавать очень быстро. Однако самая главная для ребенка характеристика обращенной к нему речи – это интонация. Он реагирует на тембр голоса, громкость, резкость или плавность речи, определяя эмоциональное состояние говорящего и заражаясь этим состоянием. Если взрослый возбужден, разгневан, то и ребенок может испугаться, но не успокоиться. Конечно, бывают ситуации, когда это происходит естественно (например, взрослый в состоянии ужаса кричит на ребенка, который пытается запихнуть шпильку в электророзетку), и тогда реакцию можно считать педагогически эффективной. Однако если взрослые не умеют эмоционально дисциплинировать себя, то ребенок привыкает к крику, его чувствительность постепенно притупляется, скоро он вообще перестает воспринимать слова, произносимые спокойным тоном.

     Не воспринимают дети и продолжительные нотации, содержащие моральные рассуждения. Наказания, требующие самоограничения (стоять в углу, не вставать со стула или лежать в кроватке) дети полутора лет также не воспринимают, и потому их использование бессмысленно. Не стоит и обременять себя излишней интерпретацией и программированием поведения малыша – если он пытается достать с полки бабушки безделушку, несмотря на запрет, это еще не означает, что он агрессивен, не любит бабушку и вырастет малолетним преступником. Лучше задуматься о том, чтобы запретов было как можно меньше, но при этом они были бы обоснованными.

     Если же хочется выразить свое отношение к происходящему максимально доходчиво, советую использовать тактильный (телесный) контакт – можно погладить ребенка, чтобы успокоить его, подбросить к потолку, чтобы поощрить или развеселить, слегка шлепнуть, чтобы выразить свое неодобрение. Помните, что дети еще недалеко ушли от биологического мира, и язык мимики и жестов для них самый близкий.


     6. У нас 4-месячный ребенок. Конечно, в этом возрасте не обойтись без плача. И все же – как с ним бороться, чтобы и остальные члены семьи тоже могли активно существовать? А может быть, дать ему наплакаться вволю?

     Успокоить 4-месячного ребенка, конечно, надо, и не только потому, что он таким образом мешает Вам жить и работать, но и для его лучшего самочувствия. Плач - это сигнал неблагополучия. О его причинах лучше посоветоваться с детским педиатром. Возможно, ребенка мучают боли в животе, это не всегда проходит к 4 месяцам. Но плачут в этом возрасте, как правило, все дети, важно только, как часто. Успокоить ребенка можно разными способами. Лучше всего взять его на руки, прижать животом к своему животу и походить с ним, держа его вертикально. Можно прилечь с ним рядом, пока он не уснет. А можно, если у вас нет другой возможности, оставить его одного. Но это рекомендуют делать по отношению с более взрослыми детьми, начиная с полугода.

     Если плач не прекращается, можно войти и погладить ребенка, а затем уйти снова. Если и на этот раз он не перестанет плакать, то в следующий раз лучше войти к нему через более долгий интервал. Но допускать долгого плача все же не нужно. Постарайтесь вести себя гибко, ребенок вырастет и очень скоро перестанет быть таким утомительным, а его эмоциональный мир и качество ваших с ним дальнейших отношений во многом определяются младенчеством.


     7. Моя дочь (ей 3,5 месяца) предпочитает вести ночной образ жизни, и я никак не могу перевести ее на нормальный - дневной. Чаще всего она засыпает в начале 3го часа ночи, а иногда гуляет и до 4-5 часов. Причем иногда она просто не может заснуть и плачет, а иногда играет, агукает. Пытаюсь не давать ей спать во второй половине дня (после 18 часов), но тогда она капризничает. А иногда вроде и не спит долго, а уложишь часов в 11 вечера, она часок проспит и опять гуляет. Сами понимаете, как это выматывает.

     Действительно, «ночной» ребенок очень выматывает. Мужайтесь и помните, что это будет не всегда. Обычно к 3-4 месяцам у детей нормализуется пищеварение, перестает болеть живот, и они начинают вести себя спокойнее. Существуют разные способы нормализации режима младенцев. Доктор Спок уверяет, что если никак не реагировать на младенческий плач, то ребенка можно «выдрессировать» спать в режиме, удобном для взрослых. Мой личный профессиональный и родительский опыт говорит, что это не так. И вообще я не уверена, что стоит ломать режим ребенка – разве только взрослые очень заняты и никак не могут приспособиться к жизни младенца на несколько недель. Если вы не слишком раздражены, то время длительного контакта может быть очень полезным для вас обоих и, скорее всего, в будущем вы с малышом будете очень близкими, хорошо чувствующими друг друга людьми - совместные переживания очень сближают. Может быть, лучше вести себя естественно - смириться и перетерпеть, а уж попозже воспитать.


     8. Моему ребенку месяц, а я до сих пор испытываю страх, когда она начинает просить кушать. Как подходит время кормления, я пытаюсь оттянуть этот процесс. Трещины у меня почти зажили, боли не испытываю. Не подскажите, как с этим можно бороться, и действительно ли от грудного вскармливания получают удовольствие.

     Мне кажется, это не единственный страх, который вас посещает. Рецепт один - отвлечение и общее расслабление. Попытайтесь представить, что грудь стала мягкой, тяжелой, теплой, расслабленной, ничего не ощущающей, кроме легкой щекотки. Представьте себе, что это воздушный шарик. Научитесь расслабляться и в других ситуациях. Вспомните, как вы преодолевали страх перед болевым ощущением, когда, например, должны были сдавать кровь из пальца или из вены, перед уколом.

     Что вас радует, когда вы заканчиваете кормление? Вспомните это ощущение, беря младенца на руки. Определите выражение благодарности дочки - что это - закрытые глаза, вздох, засыпание, мокрые пеленки? Вспомните себя в самом нежном возрасте - или то, что вам о вас говорили. Представьте, что дитя на руках - это вы сами. И еще - попробуйте определить, с чем у вас может быть связано желание не делиться, не отдавать, не «растрачивать» себя? Возможно, ваши настоящие проблемы прячутся где-то вокруг этого воспоминания. Если после всей проделанной работы вы все же не научитесь радоваться материнству так, как это возможно, постарайтесь поработать с психоаналитиком, потому что трудности грудного вскармливания иногда приводят к неполному пониманию мамой своего ребенка и позже. Это не страшно, и этому лучше научиться вовремя.


     9. Моему сыну 1 год и 3 месяца. Меня волнуют в его поведении два момента. Во-первых, он стал устраивать истерики, не вредно ли это для его здоровья? Во-вторых, он очень привязан ко мне и сильно ревнует меня к отцу. Возможно, это связано с тем, что я всего две недели как отлучила его от груди. Как мне лучше себя вести?

     Не пугайтесь новому в поведении сына - после года дети часто начинают устраивать истерики, это нередко больше вредит здоровью родителей, нежели самого ребенка. Но постарайтесь вести себя выдержанно, так, чтобы в результате своих истерик ребенку не удавалось чего-либо добиться (при условии, конечно, что его основные потребности все же удовлетворены, и вы хорошо понимаете, чего он хочет).

     Что же касается проблемы ревности, до и это тоже нормально - вплоть до школьного возраста дети действительно в основном привязаны к маме, затем по близости и симпатии следующие ранговые места принадлежат няне и бабушкам, и только потом - отцу. Даже на рисунках дошкольников мама всегда выглядит значительнее и крупнее, чем папа, хотя в действительности, конечно же, это обычно не так. Другое дело - как воспринимает ревность отец, не переживает ли и он аналогичных чувств, потому что мужчины часто склонны "зеркалить" друг друга, независимо от возраста. Здесь уже только вы можете проявить психологическую гибкость, внушая мужу, что ребенок просто не имеет средств выразить свою любовь к нему, которую конечно же, испытывает.

     Не фиксируйте негативного в их отношениях друг к другу - ни к чему излишне уязвлять мужа, тем более, без повода. Старайтесь строить позитивные жизненные планы - что ваши мальчики будут делать лет этак... через, а пока старайтесь каждому уделять достаточно внимания, иметь возможность общаться камерно, не забывая и о супружеских обязанностях (чтобы у старшего не возникало ощущения, что младший потихоньку занял в вашей душе его место.