Главная страница
Кто мы
Статьи
Детская страница
Практика
Консультация
Советы
Философский музей 
Книги
Ссылки


Подготовка к школе
Часть 1.

     Как готовить ребенка к школе? Что приносит ему и его родителям наибольшие трудности? Как использовать возможности совместных занятий, и нужно ли это?


     27. А. Потапова, Нартова Что такое психологическая готовность к школе?
     Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет - это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации. Эмоциональная зрелость - это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения. Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе (посмотрите на наш рисунок).
     Любой ли ребенок может пойти в школу и успешно в ней учиться? Очевидно, что это не так. Дело в том, что путь развития каждого ребенка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать и, может быть, даже станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее иметь не конкретные сформированные навыки, а способность воспринимать и усваивать новый материал, т. е. способность ребенка к обучению.
     Итак, поскольку школьная зрелость, как и вообще все развитие ребенка, подчиняется закону неравномерности психического развития, каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости.


     28. Потапова: Как и когда начинать готовить ребенка к школе?
     Для разных составляющих школьной зрелости существует свой сензитивный период (оптимальный возраст, когда они лучше всего поддаются развитию). И способы их формирования тоже различны.
     Ребенку, который не слушается учителя потому, что не слушался и родителей и воспитателей в детском саду, уготована роль "трудного" ученика. Умение слушаться, умение следовать правилу проще всего вырабатывается в процессе игры, обыкновенной игры в "дочки-матери", в "штандор", в настольные игры с правилами. Ведь в этих и других подобных играх заложена необходимость действовать так, как положено. Если ребенок не умеет следовать правилу, сдерживать свои порывы, его не будут принимать в игру другие дети. Вам знакомы фразы типа: "Ты не правильно играешь, так мамы не делают!", "Сейчас мой ход, а не твой!", "Ты жульничаешь!"? Если эти фразы предназначаются вашему ребенку чаще, чем его приятелям, это тревожный звонок - он не умеет действовать по правилу, это может привести как к сложностям в школе, так и к сложностям в общении со сверстниками. Обучать ребенка умению выполнять правило довольно просто - играйте с ним и его приятелями в настольные игры, в игру на развитие памяти - "Мемори", в "Да и нет не говорить, черный с белым не носить" и другие подобные игры. Групповые игры со сверстниками, выяснение отношений между ними, дают ребенку возможность освоить навыки кооперативности, выяснить границы своего психологического пространства, научиться с честью выходить из самых разных ситуаций. Развить произвольное внимание вам помогут всевозможные журналы и книжки, в которых много заданий типа: "найдите 10 отличий между картинками", "с кем кто разговаривает по телефону", "перепутаница", "что здесь лишнее" и т.д. Они забавны, интересны детям и очень полезны для развития произвольности внимания и поведения. Главное - следить за тем, чтобы задания выполнялись и соответствовали возможностям вашего ребенка. Слишком простые задания вызывают скуку и не приучают преодолевать трудности, а слишком сложные могут привести к тому, что ребенок откажется заниматься.

     Общая осведомленность - это показатель того, что ребенок любознателен, что у него сложилась некая картина мира и представление о том, каково его место в этом мире. Практически все дети в возрасте 3 - 5 лет задают множество вопросов типа: "а что это?, а откуда берется ветер?, а как устроен компьютер?" И так далее. Нам иногда бывает лень отвечать на эти вопросы, но наши ответы - это один из основных источников познания о мире. Лишаясь этого источника, ребенок вынужден черпать интересующие его сведения из телевизионных передач, обрывков разговоров взрослых, додумывать что-то самостоятельно.
     Если уровень любопытства малыша невысок, он начинает отставать в развитии, ему может быть сложновато в школе среди более осведомленных сверстников, труднее понять новый материал. Чем больше и внимательнее вы будете беседовать с вашим ребенком, отвечая на его вопросы, чем доступнее для него будет ваше объяснение, тем лучше вы подготовите его к восприятию учебного материала.
     Развитие мелкой моторики не менее важно, чем развитие интеллектуальных функций ребенка. Во-первых, развитие тонких движений кисти руки напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит, чем точнее и тоньше движения руки, тем лучше развивается мозг. Во-вторых, имеет смысл учить ребенка делать точные движения при рисовании и письме, так как в большинстве гимназий и школ с авторскими программами на обучение письму и каллиграфии отводится мало времени и множество детей и в старших классах не умеют красиво и быстро писать. Более того, сам процесс письма в большинстве случаев не доведен до автоматизма, это приводит к тому, что ребенок при выполнении заданий по русскому языку сосредоточен не столько на орфографии, сколько на процессе письма. Итог - большинство детей пишут с ужасающими ошибками. Важно не перестараться, и обучение ребенка точным движениям карандашом по бумаге превратить в увлекательное занятие. Полезно давать ребенку задание на дорисовывание, когда взрослый рисует половину рисунка, а ребенок дорисовывает зеркальное отображение, задания на обведение намеченного точками или штрихпунктиром изображения и тому подобные задания. Обучение письму тоже полезно, если только оно не воспринимается ребенком как неприятная обязанность.

     Развить тонкую моторику помогают такие занятия, как лепка, собирание конструкторов с мелкими деталями типа "Лего", склеивание моделей из бумаги или пластика, рисование, вязание, особенно крючком, собирание мозаик.
     Почему вначале было сказано о том, что умение читать и писать для ребенка может быть неполезным при поступлении в школу? Нередки случаи, когда ребенок уже умеет делать все, чему его одноклассники только научатся в первом классе. Такому ребенку скучно, неинтересно сидеть на уроке, он отвлекается, отвлекает других ребят и мешает учителю. Он чаще других вызывается отвечать, не давая учителю спросить других и вызывая, таким образом, раздражение учителя. Он не приучается работать на уроке и при переходе к темам и предметам, которых он не знает, начинает отставать. К третьему - четвертому классу он из отличника может стать троечником и попасть в разряд "трудных".
     Мы пришли к тому, что подготовка к школе с этой точки зрения процесс длительный, начинать его надо постепенно и загодя. Чтобы быть более уверенным в том, что ваш ребенок готов к школе, стоит заранее поинтересоваться в школе, куда вы намерены отдать своего ребенка, каковы требования к малышу, есть ли подготовительные группы в вашей школе, поговорить с родителями первоклассников и учителем.