Главная страница
Кто мы
Статьи
Детская страница
Практика
Консультация
Советы
Философский музей 
Книги
Ссылки


Искусство воспитания
Часть 2.

     60. Г. Кислица С какого возраста можно предлагать ребёнку развивающие игры?
     "Развивающей" называют игру, с помощью которой можно целенаправленно развивать те или иные способности (внимание, память, мышление, воображение), приобретать новые знания и умения, вырабатывать полезные навыки.
     Всему своё время. Прежде чем не дозреют физические и психические предпосылки для усвоения того или иного опыта, он не будет освоен. Поэтому внимательно наблюдайте за развитием своего малыша. Он сам вам покажет, когда и что он готов осваивать. В этот момент использование соответствующих игр будет наиболее уместно и эффективно.
     Рассмотрим, какие игры доступны 2-х - 3-х летнему ребёнку. Для этого подумаем, на какие возрастные достижения может опираться ребёнок в этом возрасте, и какие задачи стоят перед ним в расширении познания мира.
     В психологии возраст от 1 до 3 лет принято называть ранним, или периодом "ходячего" детства.
     Какие задачи решает малыш в этом возрасте?
  • Он учится не просто называть предметы, а говорить предложениями, выражать свои мысли и желания;
  • он учится действовать в окружающем мире, решая простейшие жизненные задачи в уме, а не только методом проб и ошибок;
  • он расширяет способы общения с окружающими, постепенно усваивая необходимые способы поведения, главным образом, в семье. В это же время начинается первое знакомство с обществом сверстников;
  • ребёнок усваивает свою половую принадлежность и специфику поведения представителей различных полов.
     Теперь нам проще будет разговаривать об играх. Прежде всего, стоит напомнить себе, что игры - вещь серьёзная. Они доставляют малышу радость и удовольствие, а значит, дают ему заряд положительных эмоций необходимых для полноценного развития. Кроме того, через игры дети познают окружающий мир и существующие в нём взаимодействия. Практически нет бесполезных игр. Внимательный родитель в любой игре может увидеть смысл. Часто нужно просто подыграть малышу, принимая ту роль, которую он вам предлагает. Дети часто много раз проигрывают одно и то же, осваивая какое-то новое для себя действие или понятие.
     Если вы хотите предложить своему ребёнку игры, специально развивающие познавательные способности, то помните, что к трём годам действия ребёнка только начинают становиться целенаправленными. Малышу ещё очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается, быстро переходит от одного занятия к другому, быстро утомляется.
     Например, вы учите малыша обращать внимание на цвет предметов, подбирать одинаковые цвета. Вы можете наклеить на белые листы длинные полоски цветной бумаги и предложить найти для каждой "ниточки" соответствующий "шарик" из той же цветной бумаги. Покажите, как это сделать, а потом дайте ему возможность действовать самостоятельно, вмешиваясь лишь в том случае, если он ошибается. Это простенькое задание для малыша - серьёзная интеллектуальная работа. Отнеситесь спокойно к его ошибками и обязательно хвалите за каждый правильный шаг.
     Если эта задачка выполнена, не спешите давать ребёнку новую. Посмотрите, не устал ли он. Пусть отдохнёт, позанимается чем-то другим, да и вам можно вернуться к своим делам. Через некоторое время можете предложить ребёнку ещё какую-нибудь небольшую игру-задачку. Набор таких игр вы можете придумать сами или позаимствовать из многочисленных детских журналов, книжек-игрушек, пособий для родителей и воспитателей. Если вы хотите ввести в вашу практику общения подобные игры-занятия, советуем запомнить следующее:
  • не давайте малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить занятия, чтобы они не "надоели" ему, и у него возникал интерес к действию с ними.
  • Старайтесь предварительно убрать из поля зрения ребёнка всё лишнее, так как он, в силу возрастных особенностей, легко отвлекается и переключается на всё более яркое, громкое.
  • Делайте игры достаточно простыми и короткими. Для двухлетнего малыша даже 5 минут вполне достаточно! Следите только за тем, чтобы начатое дело было доведено до конца. А после этого смените игру на новую - и вы увидите, что внимание ребёнка снова оживёт. В любом случае не заставляйте ребёнка долго делать то, что вы считаете для него полезным, дайте ему возможность самому найти себе занятие.
  • Очень важно, приступать к занятиям только в хорошем настроении. Если вы сильно устали, раздражены - лучше отложите занятия. Помните, что для ребёнка существенно не только ваше недовольство, выраженное вслух, но и недовольство , не выраженное внешне, но услышанное интуитивно. Такое недовольство вызывает у детей чувство тревожного ожидания, беспокойства и никак не способствует успешным занятиям.
  • И, наконец, самое главное: не стремитесь "ускорить" его развитие, заменяя игру чтением или счётом. Не превращайте яркий мир детства в по-деловому строгий мир маленького взрослого, когда ребёнок постоянно вынужден " делать это, потому что так надо". Игры- занятия должны быть привлекательными для малыша и не должны утомлять его. Для 4-х летки достаточно 20 минут, а для дошкольника получаса.
     61. А. Потапова Как научить ребенка давать сдачу и уметь постоять за себя?
     Если такой вопрос возник, это может говорить о том, что ваш ребенок не умеет общаться, неловко или неуверенно чувствует себя в кругу сверстников.
     Одно из важнейших условий для развития у ребенка навыков межличностных отношений - обширная и многообразная практика. Если вы, желая избавить своих детей от опасностей и неприятностей окружающего мира, ограничиваете его мир рамками семьи, решаете за него все проблемы, пытаетесь оградить его от стрессов и травм, вы тем самым программируете ему в дальнейшем множество сложностей.
     Для ребенка в первую очередь важно научиться общаться, находить общий язык с разными людьми и не теряться в самых разнообразных ситуациях. Для этого его нужно не ограждать от общения с довольно раннего возраста. Уже в 2-3 года ребенок начинает интересоваться другими детьми, делает первые попытки установления контактов. Давайте ему такую возможность - гуляйте там, где есть другие дети подходящего возраста. Не кидайтесь помогать ему при первых же признаках того, что у него что-то не получается. Уже в три года стоит отводить ребенка на 2-3 часа в день в детский садик или в другую группу детей, где за ним присмотрят, и при этом не будет рядом мамы и он будет вынужден самостоятельно решать некоторые проблемы. Следите только, чтобы ребенку там было интересно.
     Если ваш ребенок излишне застенчив, не может играть так, как все, постарайтесь ему помочь. Веселая возня с папой, со знакомыми детишками, нечто вроде "кучи-малы" не только позволит вашему малышу не бояться тактильных контактов, научит его падать и не ушибаться, но и физически закалит его. Главное - следить на первых порах, чтобы ребенок не оказывался в самом низу, чтобы его сильно не ушибли. Веселые, суматошные игры, катание с горки в компании других ребят помогут ему не бояться других детей. Приглашайте его друзей к себе домой и организовывайте им подвижные, но все же контролируемые игры, помогите в безопасной обстановке, где ребенок чувствует себя хозяином, ощутить радость общения. Запишите ребенка в спортивную секцию, на "айкидо" - этот вид восточных единоборств объединяет и детей с самого раннего возраста, и взрослых. Он достаточно безопасен и не приведет к чрезмерной физической нагрузке, научит лучше понимать свои возможности, уменьшит агрессию у драчунов и научит трусишек смело смотреть на противника.
     Ну и, конечно же, ребенок должен безусловно ощущать свою защищенность родителями. Это не означает, что он стремится тут же бежать за помощью. Но он должен быть уверен, что если он не сможет справиться с особенно сильным противником, спасует, то над ним не будут смеяться, подзуживать, ни в семье, ни в компании. Все мы иногда не справляемся с жизненными трудностями. Ребенку в ситуации, когда он чувствует свою беспомощность перед угрозой более сильного и агрессивного мальчишки, нужна уверенная поддержка отца или другого мужчины. Да и драчливый приятель не будет особенно нападать, если знает, что у малыша есть защитник. А если защитник еще и психологически грамотен, он сумеет организовать в одной игре и обидчика и обиженного так, что всем стало весело и интересно. Таким образом, обидчик, глядишь, станет другом и защитником.