Главная страница
Кто мы
Статьи
Детская страница
Практика
Консультация
Советы
Философский музей 
Книги
Ссылки


Братья и сестры.
Часть 1.

     Как правильно воспитывать детей в семье, чтобы они не испытывали ревности друг к другу или зависти? Важен ли порядок рождения для особенностей развития ребенка? Как регулировать конфликты между детьми?

     51. Правда ли, что первые дети - обычно самые умные, а последние - самые здоровые?
     Порядок рождения существен для многих культур. Не случайно кто-то боролся за право первородства, а кто-то - за положение младшего в семье, ведь в разное время и в разных странах наследство делили тоже по-разному: где-то преимущества были у старшего, где-то существовал минорат, и все отцовское богатство переходило к младшему, где-то совсем ничего не передавали дочерям. Таким образом, порядок появления на свет определял социальный статус, экономическое могущество и много чего еще.
     А если отвлечься от имущества? Как осуществляется дискриминация детей в семье (не стоит бояться этого страшного слова, оно означает всего лишь "различение", то есть не путаем ли мы, стало быть, между собой собственных детей) и насколько она обоснована?
     В семейной психологии для обозначения того факта, что дети, рожденные в одной семье, неодинаковы, существует специальный термин - статус сиблингов (то есть - старшинство). А сиблинги - это дети одних родителей, братья и сестры.
     Существуют ли различия, обусловленные всего лишь "местом по порядку" в семье? Определенные догадки по этому поводу высказывались всегда, а в течение последних десятилетий были предприняты и некоторые исследования - правда, не в России, а в основном за рубежом. Например, было обнаружено, что старшие (первые) дети в семье часто имеют более высокие показатели интеллекта по сравнению с младшими, а, взрослея, лучше учатся в школе и делают более успешную карьеру. Это во многом обусловлено тем фактом, что первые дети рождены родителями в более молодом возрасте и потому, как правило, обладают более крепким здоровьем. Первенец в США, как правило, имеет отдельную комнату, свои вещи и приоритетное право на внимание родителей, что и обеспечивает "ускорение" в его развитии. (Правда, альтернативные исследования показали, что интеллект больше зависит от экономического статуса семьи, чем от внутрисемейных конструкций - как правило, у детей хай-класса он выше, чем у детей других социальных групп. А более родной для нас контр-пример - это гениальный химик Дмитрий Иванович Менделеев, который был в своей семье семнадцатым ребенком).
     Впрочем, эти различия почти не выражены в странах аграрных, где все дети живут в одинаковых условиях - в одной хижине, и разница между ними не очень велика, а круг обязанностей един для всех.
     Что же касается связи черт личности и порядка рождения, то она весьма неоднозначна. Более или менее достоверно одно: особенности, связанные с полом ребенка, усугубляются у младших, если дети имеют один и тот же пол. То есть младший брат еще более мальчишка, чем его старший, а младшая девочка более женственна по сравнению со своей старшей сестрой. Кроме того, старшие по сравнению с младшими обычно бывают более ответственными, обладают лучшей саморегуляцией и сильной волей.
     Почему это так? Мы можем только порассуждать на эту тему. Каждый ребенок, развиваясь, подражает каким-то моделям поведения. Первый обречен подражать взрослым - ведь рядом с ним взрослые все. У второго появляется выбор - ведь старшие дети в семье нередко становятся причастными к процессу воспитания, принимают на себя роль учителя. И воспитывают они младшего, естественно, уже по своему образу и подобию, а влияние взрослых становится опосредствованным.
     Иерархия в семье меняется с рождением второго ребенка (и дальше тоже, но качественные изменения семья претерпевает, переходя от бездетного состояния к семье с единственным ребенком, а затем - с детьми. Потом она так и будет оставаться "семьей с детьми"). У недавно еще младшего по статусу появляется некто подчиненный. А для самого младшего "надстройка" из тех, кто над ним, с самого начала выше на один этаж. Вот эта структура и определяет те особенности, которые приобретают благодаря совместной жизни старшие и младшие дети.
     Но структура сама по себе безразлична, важно, чем она заполнена, то есть какой стиль воспитания в семье преобладает. Если это авторитарное воздействие, то, очевидно, давление старших будет передаваться младшему ребенку в усугубленной форме, и в результате он будет либо более агрессивен, либо более тревожен, короче говоря - "трудновоспитуем". Если в семье господствует попустительский стиль, то, скорее всего, младший научится раньше, чем старший, пренебрегать правилами, нарушать слово, и вообще договариваться с ним будет сложно.
     В действительности же братья и сестры, выросшие в одной семье, нередко могут так же отличаться, как и дети из разных семей. Тому существует несколько причин.
     Во-первых, потому, что каждый ребенок стремится упрочить свою индивидуальность, занять нишу, которая предназначена именно для него (и тем самым определить свою неповторимость). Так, если младшему будут ставить в пример старшего ребенка, серьезного, меланхоличного и ответственного, то младший хотя бы из чувства противоречия станет шумным, непоседливым и непослушным. Другой пример: если в семье родилось подряд три мальчика, велик шанс, что четвертый мальчик добровольно примет на себя роль девочки, почувствует тягу к тихой домашней работе и будет проявлять уступчивость и мягкость (а как же еще, в самом деле, выдержать ему психологическую конкуренцию со своими старшими?)
     Во-вторых, каждый ребенок даже в одной и той же семье обладает все же собственным опытом. Какая-то часть этого опыта, кстати, связана и с порядком рождения - так, первенец, например, получает обычно больше внимания и тепла. Но если второй ребенок родился в условиях экономического расцвета семьи, а мать получила возможность оставить работу и полностью посвятить себя воспитанию, то второй ребенок окажется по сравнению с первым в более благоприятной эмоциональной обстановке.
     Итак, порядок рождения кое на что в психологическом облике ребенка влияет - вот основной вывод, к которому можно придти после знакомства с литературой по этому вопросу. А вот как именно влияет - это определяется множеством переменных-посредников в сложной семейной системе (экономическим статусом, стилем воспитания, тревожностью родителей, супружескими отношениями и пр.), так что использовать преимущества своего места в семье можно, только обостряя интуицию и прислушиваясь к внутреннему голосу. А вообще-то хорошо, что дети старшие отличаются от младших - наверно, нам стало бы скучно, если бы мы вдруг прочитали такую сказку: Было у крестьянина три сына, и все…одинаково умные и добродетельные.