Главная страница
Кто мы
Статьи
Детская страница
Практика
Консультация
Советы
Философский музей 
Книги
Ссылки


Разработка мим-тренинга
(для детей дошкольного возраста)

     I. Тема: использование детьми мимики и пантомимики при выражении эмоций.


ЗАНЯТИЕ 1.
Познакомимся.


     Цель: установление коммуникации в группе.
     №1 "Ласковое имя".
     Ведущий спрашивает имя каждого ребенка, затем просит всех детей хором назвать его ласково. При необходимости ведущий помогает.
     №2. " Украсим дом".
     Возьмем обруч и представим, что это наш дом. На столе лежат разные предметы, которыми вы можете украсить свой дом. Выберете самое лучшее и принесите в обруч. Ведущий поощряет детей, спрашивает почему они выбрали тот или иной предмет.
     №3. " Кто - кто в теремочке живет?".
     Дети встают вокруг обруча. Ведущий предлагает назваться им каким-нибудь животным. Ведущий обращается к каждому ребенку: "Кто- кто в теремочке живет?" Ребенок называет животного, а дети хором называют его ласково. Ребенок входит в обруч.
     №4. "Приветик -1".
     На большом листе ватмана дети обводят свои ладошки разноцветными фломастерами. Все друг другу помахали ладошками. Ватман вешается на стену на уровне глаз детей.
     №5. "Деревцо".
     Звучит музыка для релаксации.
     Ветер дует мне в лицо - машем ладошками на лицо.
     Раскачалось деревцо - раскачиваемся в разные стороны.
     Ветерок все тише, тише - пальчик приставить к губам.
     Веточки все ниже, ниже - руки плавно опускаются, дети ложатся на коврик.


ЗАНЯТИЕ 2.
Настроение.


     Цель: овладение выразительными движениями, овладение навыком произвольных действий.
     №1. "Приветик-2".
     Дети подходят к плакату с нарисованными ладошками "приветик" и находят свою ладошку по цвету. Ведущий помогает детям найти свою ладошку. Затем ведущий обращает внимание детей на большого плюшевого льва, который сидит в обруче, и предлагает с ним поздороваться. Каждый ребенок жмет лапу льву и называет свое имя ласково.
     №2. "Мягкая лапка".
     Ведущий берет лапу льва и ласково гладит каждого ребенка по руке со словами: "Анечка хорошая девочка, Вовочка хороший мальчик". Затем ведущий предлагает погладить льва и сказать, какой он хороший.
      №3. "Какие мы?".
     Мы - козлики - какие вы? - рогатые - показываем рожки.
     Мы - ослики -какие вы? - ушастые - показываем длинные уши.
     Мы - ежики - какие вы?-колючи - показываем пальцы-иголки.
     А мы волчата - ой! - зубастые - покажем зубы.
     Ведущий спрашивает детей: "А вы не боитесь волка?"
     Мы зайчики - какие вы? - прыгучие - дети прыгают.
     №4. "Стрекоза замерзла".
     Пришла зима, а Стрекоза не приготовила себе теплый домик. Стрекозе холодно, она дрожит. Ведущий показывает, как дрожит стрекоза, стучит зубами, потирает руки, жалобно просит: пожалейте меня, дайте поесть. Один из детей изображает стрекозу, дети вслед за ведущим "мягкой лапкой" ее жалеют и дают "еду".
     №5. "Медвежата".
     Звучит музыка для релаксации. "Я - мама-медведица, а вы - мои медвежата". Медвежата потянулись, они устали и хотят спать. Дети ложатся на коврик. Ведущий говорит, какие хорошие медвежата.


ЗАНЯТИЕ №3.
Веселый - грустный.


     Цель: выражение веселых и грустных эмоций, ознакомление детей с методами саморегуляции.
     №1. "Приветик 3".
     Ведущий одевает на руку куклу - львенка и здоровается с первым ребенком: "Приветик, я львенок". - "Приветик, я Анечка". Львенок гладит Аню по руке. Затем ведущий отдает куклу ребенку, и он здоровается со следующим ребенком и т.д.
     №2. "Тюльпан".
     Жил-был Тюльпанчик. - Ладошками изображаем открытый бутон.
     Наступила осень, подул холодный ветер. - Дуем холодным воздухом на ладошки.
     Тюльпанчику холодно, он закрывается, ему грустно. - Ладошки смыкаются, лицо грустное.
     Вдруг выглянуло солнышко, и подул теплый ветер. - Дуем теплым воздухом на ладошки.
     Тюльпанчик раскрывает лепесточки, радуется солнышку. - Ладошки открываются, нюхаем цветочек, личики радостные, хлопаем в ладоши.
     №3. "Тюльпан рисуем".
     Ведущий объясняет и показывает детям теплые и холодные цвета фломастеров, объясняет, что теплыми цветами раскрашивают хорошее, радостное настроение, а холодными - грустное, печальное. Затем ведущий показывает два больших листа с нарисованными грустным и веселым тюльпанами и предлагает детям раскрасить их теплыми и холодными цветами.
     №4. "Веселые и грустные медвежата".
     Дети превращаются в медвежат. Медвежата на празднике в детском саду - веселые, радостные. Но вот праздник кончился, и медвежата загрустили (заскучали по маме). И тут пришла мама и принесла всем новые игрушки. Опять радость и веселье.
     №5. "Устали медвежата".
     Звучит музыка для релаксации. Медвежата устали, они хотят спать, ложатся на коврик и им снится сон: зеленая поляна, на краю поляны стоят кусты и деревья, а за деревьями прячутся медвежата и смотрят, как на поляне играют детки. Они рисуют веселых и грустных тюльпанчиков.


ЗАНЯТИЕ 4.
Веселый - грустный.


     Цель: выражение радостных и грустных эмоций, снятие эмоционального напряжения.
     №1. "Ласковый Цыпа".
     Упражнение проводится аналогично "Приветик 3".
     №2. "Азбука настроений".
     Ведущий выбирает из набора карточек всех грустных и веселых персонажей и предлагает детям по очереди выбрать сначала грустных, а затем веселых персонажей.
     №3. Ведущий работает в режиме диалога:
     А у вас бывает радостное настроение? Когда?
     А когда бывает грустно?
     Что делают медвежата, когда им радостно?
     Ведущий помогает детям с ответами в случае их затруднения: прыгают, поют веселые песенки, дарят подарки, говорят ласковые слова и т.п.
     №4 "Праздник у медвежат".
     Ведущий делит группу на пары и располагает детей друг напротив друга. "Вы - медвежата, у которых сегодня праздник. Сейчас вы будете дарить друг другу подарки, которые вы держите в лапках." Ладошки детей смыкаются. Ребенок называет "подарок" и "вкладывает" его в ладошки другого.
     №5. "Ласковый ветерок".
     Сядем на стульчики. "К нам в комнату залетел ласковый ветерок. Закроем глазки. Ветерок коснулся вашего личика. Погладьте его: лобик, щечки, носик, шею. Погладьте ласково волосики, руки, ноги, животик. Какой приятный ветерок! Откроем глазки. До свидания, ветерок, прилетай к нам еще".


ЗАНЯТИЕ 5.
Робкий - смелый.


     Цель: знакомство с чувством страха; выражение чувства страха в мимике и пантомимике; овладение приемами преодоления чувства страха.
     №1. "Приветик, зайчик!".
     Ведущий: " Здравствуйте, сегодня к вам в гости пришел новый герой, но он такой трусишка, что спрятался от нас. Сейчас я вам его изображу, а вы угадаете кто он?" Ведущий изображает зайку. Дети узнают персонаж, а ведущий просит показать, как зайка прыгает, как грызет морковку, как боится (трясет хвостиком и лапами).
     №2. "Зайка - трусишка".
     Ведущий спрашивает детей: " Чего боится зайка?"
     Однажды зайка впервые увидел снег и захотел его потрогать, но он боялся. Как трусишка потрогает снег? Дети осторожно трогают "снег" (скомканную белую бумагу): вытянут руку, уберут.
     №3. "Смелый зайка".
     Надоело зайке бояться. Поза: "руки в боки", нога вперед. "Не боюсь волка! (Шаг вперед.) Не боюсь лисы! (Еще шаг.) Не боюсь снега! (Играют в снежки)."
     №4. "Кошка Добрая - кошка Злая".
     А теперь я возьму волшебный колокольчик и, когда он зазвенит, мы превратимся в котят. Встаем на четвереньки и изображаем кошку Добрую (голова вверх, улыбаемся, спина вниз) и кошку Злую (голова вниз, спина выгнута, можно порычать). Упражнение повторить несколько раз.
     №5. "Котята устали".
     Упражнение выполняется также как "медвежата устали".


ЗАНЯТИЕ 6.
Робкий - смелый.


     Цель: продолжение знакомства с чувством страха и способами его преодоления.
     №1. "Сказка о страхе".
     Приготовить бумагу и карандаши. Психолог рассказывает сказку: " Жил - был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него…". Давайте нарисуем Страх. Какой он?
     Дети рисуют Страх и показывают его друг другу.
     №2. "Сказка о Страхе (продолжение)".
     Ведущий продолжает: " Надоело Страху всех пугать, и решил он стать веселым и смешным. Что сделать Страху, чтобы детям стало весело?…". Дети предлагают свои варианты.
     №3. "Смелый зайка" (см. Занятие 5).
     №4. " Зайки устали".
     Упражнение выполняется также как "медвежата устали".


     II. Тема: Распознавание детьми эмоционального состояния других.


ЗАНЯТИЕ 7.


     Цель: овладение навыком распознавания эмоций по графическому изображению.
     №1. "Письмо".
     Ведущий - "почтальон" раздает детям конверты с пиктограммами животных, отражающими различные эмоции. Дети достают пиктограммы и называют настроение своего персонажа. Затем ведущий просит детей показать такое же настроение.
     №2. "Матрешка".
     Ведущий делит группу пополам. Одной подгруппе раздаются веселые и грустные матрешки, которые они прячут за спиной, изображая настроение своей матрешки. Другие дети встают напротив и пытаются угадать это настроение. Затем подгруппы меняются.
     №3. "Ветерок".
     Дети встают в круг. Ведущий предлагает им превратиться в ветерок: "Утром ветерок проснулся и увидел, что день сегодня теплый солнечный. И ветерок закружился плавно, ласково и чуть слышно. Но вот погода испортилась. Сгустились темные тучи, закапал дождь, поднялся страшный ветер… и прогнал тучи. На небе снова выглянуло солнышко, и ветерок успокоился".
     №4. "Медвежата устали".


ЗАНЯТИЕ 8.


     Цель: овладение навыком выразительности речи.
     №1. "Веселый и грустный "Приветик".
     Ведущий здоровается с детьми с разным настроением и просит их угадать это настроение. Затем каждый ребенок выбирает себе настроение и здоровается со всеми.
     №2. "Зоопарк".
     Ведущий выбирает двоих детей и на ушко называет животное (страшный тигр - радостный котенок; радостный щенок - грустный зайка). Дети изображают голосом заданного животного. Ведущий просит угадать: " Кто у нас в гостях: тигр или котенок? Тигр какой?"
     №3. "Глупый маленький мышонок".
     Ведущий читает стишок, а дети голосом изображают животных.
     №5. " У меня есть собака".
     Ведущий предлагает детям сказать фразу "у меня есть собака" с разным чувством (радость, страх, удивление, отвращение, грусть).
     №4. "Мышата устали".


ЗАНЯТИЕ 9.


     Цель: узнавание чувств по выразительным движениям.
     №1. "Бабочки и слоны".
     Ведущий предлагает детям превратиться в слонов. Дети ходят по комнате как слоны и здороваются друг с другом, кивая головой. Затем ведущий предлагает превратиться в бабочек. Дети легко порхают по комнате и здороваются, легко касаясь друг друга кончиками пальцев.
     №2. "Времена года".
     Ведущий предлагает детям превратиться в деревце. Деревце разное в различное время года.
     Лето. Деревца разговаривают друг с другом, шелестя листочками.
     Осень. Листья с деревца облетают, дует сильный ветер, который раскачивает деревца из стороны в сторону.
     Зима. Веточки на деревце дрожат от холода. Снег пригибает их к земле.
     Весна. Снег тает. Ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются, и из них появляются веселые листочки (показать пальчиками).
     №3. "Что делал зайчик?"
     Ведущий читает стишок, обращаясь к каждому ребенку. Дети показывают, что делал зайчик.
     Зайчик, зайчик, где ты был?
     Этот зайчик в лес ходил.
     Этот зайчик воду пил.
     Этот зайчик суп варил.
     Этот зайчик спал в постельке.
     Этот плавал в быстрой речке.
     №4. "Зайчики устали".




ЗАНЯТИЕ 10


     Цель: закрепление навыка узнавания эмоций.
     №1. "Коготки и лапки".
     Ведущий предлагает детям превратиться в котят и объясняет: "Если у котят хорошее настроение, то у них мягкие, расслабленные лапки. А если котята разозлились, то они выпускают коготки (ручки напряжены)". Ведущий предлагает помяукать котятам: ласково, показывая лапки, и - зло, показывая коготки.
     №2. "Слон и мышка".
     Ведущий предлагает детям угадать, кого он будет им изображать: слона или мышку. Дети, угадав, должны произнести низким голосом: "О! Какой слон". Или произнести высоким голосом: " Ой! Какая мышка".
     №3. "Зайка - храбрый, зайка - трус".
     Дети встают в круг. Ведущий на ушко каждому ребенку предлагает изобразить храброго или трусливого зайку, остальные дети угадывают чувство.
     №4. "Доктор Цыпа".
     Ведущий предлагает детям превратиться в маленьких пушистых цыплят. Ведущий одевает на руку игрушку (знакомую) и говорит, что цыплята внезапно заболели: у кого голова болит, у кого ножка и т.д. (дети выбирают сами). Цыплята стонут, зовут доктора Цыпу и показывают, что у них болит. Цыпа гладит цыпленка, и тот радостно пищит.
     №5. "Цыплята устали".


     III. Тема: развитие чувства эмпатии, коммуникативных навыков; закрепление знаний об эмоциях.

ЗАНЯТИЕ 11.

     Цель: развитие чувства эмпатии, самоконтроля.
     №1. "Мама и малыш".
     Ведущий раздает детям игрушки и предлагает им побыть мамой для этих игрушек: ласкать их, жалеть, кормить, играть и т.п.
     №2. "Дарю цветок".
     Дети встают в круг. Ведущий предлагает детям изобразить сомкнутыми ладонями цветок. Ведущий: " Жил - был цветок. Однажды он проснулся от того, что пригрело солнышко. (Подуть на ладони теплым воздухом). Цветочек медленно распустился. Вдруг налетел прохладный ветерок, и лепесточки сомкнулись. (Подуть на ладони холодным воздухом). А теперь подарим свой цветочек соседу слева. А теперь в обратную сторону (соседу справа).
     №3. "Дорожка к другу".
     Ведущий предлагает детям сесть вокруг листа ватмана и нарисовать фломастером дорожки друг к другу (кто к кому захочет), затем провести дорожки и к остальным детям.
     №4. "Рыбалка".
     Дети садятся вокруг обруча с воображаемыми удочками. Каждый из них по очереди вытаскивает "рыбку" и радуется улову.
     №5. "Цепочка".
     Ведущий предлагает детям превратиться в яркие, красивые бусинки. "А теперь, давайте возьмемся за руки и станем цепочкой". Ведущий предлагает цепочке встать, не разнимая рук. Подойти к окну, столу, помахать ручками на прощанье.


ЗАНЯТИЕ 12.

     Цель: закрепление знаний об эмоциях (радость, зазнайство).
     №1. "Я люблю есть …"
     Ведущий расставляет детей вокруг обруча и объясняет, что он будет называть слова, и если дети это любят, то заходят в обруч.
     №2. "Котелок настроения" (радость).
     НАСТРОЕНИЕ.
     Сегодня мы будем варить настроенье.
     Положим чуть-чуть озорного веселья,
     100 грамм баловства,
     200 грамм доброй шутки
     И станем все это варить 3 минутки.
     Затем мы добавим небес синевы
     И солнечных зайчиков пару.
     Положим еще свои лучшие сны
     И ласковый голос мамы.
     Заглянем под крышку.
     Там у нас не варенье!
     Там наше отличное настроенье!
     Ведущий предлагает детям "сварить" радость в котелке. "Что мы положим в котелок, чтобы сварить радость?" Если дети затрудняются, то можно предложить им варианты (улыбка, подарок, радостная встреча, веселая шутка и т.д.) Хорошенько помешаем, попробуем и покажем, какая получилась радость.
     №3. "Зазнайка".
     Детям предлагается превратиться в зайца Хвасту. Разыгрывается диалог с каждым ребенком:
     Ведущий: " Я умею прыгать".
     Ребенок: " Я лучше всех прыгаю".
     Ведущий: " Зайка, как плохо хвастаться".
     №4. "Послушаем звуки".
     Дети садятся на стулья, руки опущены вдоль туловища, спина прямая, глаза закрыты. Ведущий: "Послушаем звуки вокруг нас, за окном, далеко-далеко". Открываем глаза. "Что вы слышали?"


ЗАНЯТИЕ 13.

     Цель: закрепление знаний об эмоциях (грусть); развитие навыков общения.
     №1. " Фигура замри".
     Дети садятся в круг. Руки кладут на плечи друг друга, затем раскачиваются под слова ведущего: "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри". Также повторить несколько раз.
     №2. "Котелок настроений" (грусть).
     Упражнение проводится аналогично "Котелок настроения (радость)". Варианты ответов: грустное лицо, плохая погода и т.д.
     №3. "Кто сказал "мяу".
     Ведущий предлагает детям превратиться в котят. Один ребенок встает спиной к группе и угадывает, кто из детей сказал "мяу".
     №4. "Письмо - 2".
     Каждому ребенку дается конверт с карточкой из "Азбуки настроений". Ребенок должен показать, какое настроение он получил в конверте.
     №5. "Послушаем звуки".
     В этом упражнении можно предложить детям послушать аудиокассету "Звуки природы".


ЗАНЯТИЕ 14.

     Цель: развиваем навыки общения.
     №1. "Мирись".
     Ведущий предлагает детям вспомнить все способы помириться друг с другом.
     №2. "Кто в чем пришел".
     Один ребенок встает спиной к группе. Дети по очереди спрашивают его: "В чем я пришел?". Ребенок должен назвать 2-3 предмета одежды или назвать цвет одежды.
     №3. "Я люблю".
     Дети стоят вокруг обруча. Ведущий говорит фразу: "Я люблю … (что-либо)", тот из детей, кто это любит, заходит в обруч. Каждый ребенок должен побывать в роли ведущего.
     №4. "Что болит у зайки?".
     Детям предлагается превратиться в зайцев. По очереди "зайцы" показывают, что у них болит. Остальные дети угадывают, что болит у зайки, и жалеют его: "Не боли у зайки …". Все зайки выздоровели и радостно прыгают.
     №5. "Послушаем звуки".
     Детям предлагается аудиозапись "Классическая музыка для детей". Какое настроение у мелодии?


ЗАНЯТИЕ 15.

     Цель: итоговое занятие.
     №1. "Бинокль".
     Дети делают "бинокль" из пальцев. Ведущий предлагает каждому ребенку рассказать, кого он лучше всего видит в бинокль, и назвать его ласково по имени. Ведущий следит за тем, чтобы в "бинокль" рассмотрели всех детей.
     №2. "Любимый персонаж".
     Ведущий предлагает каждому ребенку изобразить любимый персонаж из тех, в которые он превращался на занятиях, и назвать его настроение.
     №3. "Подарок".
     Детям раздаются листы бумаги, карандаши и предлагается нарисовать в подарок рисунок. Затем рисунки переворачиваются, и каждый ребенок вытягивает листок наугад. Если попадается свой рисунок, то он возвращается обратно. Каждый ребенок получает в подарок рисунок.
     №4. "Кот и мыши".
     Мыши водят хоровод,
     На лежанке дремлет кот.
     Тише, мыши, не шумите!
     Кота Ваську не будите.
     Как проснется серый кот-
     Разобьет весь хоровод.
     Шевельнул ушами кот-
     И исчез весь хоровод.
     Игра: Один водящий -кот.
     дети ("мыши") водят хоровод.
     На последних словах "мыши" с писком и визгом разбегаются. Кот ловит нового водящего.
     №5. "Мыши устали".


Кузнецова Е.К.
(МОСУ)