Главная страница
Кто мы
Статьи
Детская страница
Практика
Консультация
Советы
Философский музей 
Книги
Ссылки


СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГА.

Занятие 1.
Тема: "Я в моём мире".

     Цели занятия:
  1. Знакомство в группе
  2. Введение участников в атмосферу тренинга
  3. Установление правил в группе
  4. Определение личных целей каждого участника.
  5. Осознание и принятие участниками себя как личности.
     План занятия:

     1. Знакомство (5-10 мин.).
     Ведущий предлагает участникам тренинга назвать себя, сказать несколько слов о себе, свои ожидания от занятий, предложения по занятиям.

     2. Принятие правил работы в группе (10 - 20 мин.)
  • искренность: "говори правду или молчи",
  • конфидециальность: не выносить за пределы группы любую информацию личного характера, которую они узнают о ком-то из участников в ходе работы,
  • безоценочное восприятие других участников группы,
  • поддержка других участников,
  • право высказываться каждому.
     3. Упражнение "Лимоны".
     Представить, что в каждой руке находятся лимоны.
     Начать выжимать сок из них.
     Выжав сок - выбросить их и взять новые. Так 3 раза.
     Медленно расслабить руки и выбросить лимоны.

     4. "Анализ себя" (20 - 30 мин.)
     Участникам предлагается сказать 2 -3 основные качества о себе, указать - что эти качества дают в жизни негативного, что - позитивного.

     5. "Я в моём мире" (30 - 40 мин.).
     Ведущий предлагает участникам закрыть глаза и увидеть себя в своем мире.
     - Какой он?
     - Как участник воспринимает себя в своём мире?
     - Что чувствует?
     - Какие слышит звуки?
     - Что он хочет, ожидает от этого мира?
     Описать свой мир, начиная со слов: "Мой мир - это ...".

     6. Рисунок "Мой мир" (15-20 мин) - Обсуждение рисунков.

     7. Ресурсная релаксация (5-15 мин.)


Занятие 2
Тема: "Принятие себя в новом качестве".

     Цели занятия:
  1. Работа с Образом Я для повышения самооценки.
  2. Принятие себя.
  3. Повышение уверенности в себе.
     План занятия:

     1. Разминка (5- 10 мин.)
     Ведущий просит участников назвать ассоциации, которые вызывает сегодняшнее настроение.

     2. Упражнение "Пружина".
     Сложить руки таким образом, как ученик за партой.
     Правую руку поставить на локоть и представить, что сжимается пружина, затем
     резко пружина отстрельнула.
     Повторить то же с другой рукой.

     3. Анализ себя (20 - 30 мин.).
     Участников просят разделить лист на три колонки. В первой колонке участники пишу! всё то новое, необычное, то, чего раньше не было или не замечалось ими, что они наблюдают в себе в состоянии беременности. Вторая колонка - какое чувство вызывает каждое из указанных состояний. Третья колонка - что позитивного дает в настоящий момент (и в будущем) каждое из перечисленных состояний.

     4. "Сравнение - отличие" (15 -20 мин.)
     Ведущий предлагает двум женщинам сесть рядом. Другим участникам необходимо найти между ними сходства и отличия.
     Это упражнение хорошо проделать всем участникам.

     5. Релаксация "Соединение образов" (20 - 25 мин.) Участники расслабляются и ведущий задаёт следующие темы:
  • увидеть себя в прошлом;
  • увидеть себя в будущем;
  • увидеть себя в настоящем;
  • соединить все эти образы в единое целое;
  • принять этот получившийся образ в себя.
     6. Рисунок "Соединение образов" (20 - 30 мин.) Обсуждение рисунков

     7. Обратная связь.


Занятие 3.
Тема: "Работа с Образом Я".

     Цели занятия:
  1. Повышение самооценки, формирование целостного представления о своем Образе Я.
  2. Поиск внутренних ресурсов для преодоления трудностей.
     План занятия:

     1. Разминка (5- 10 мин.)
     Сказать, что хорошего произошло за время, пока участники не виделись.

     2. Упражнение "Черепашка".
     Представить себя черепашкой, которая греется на солнышке.
     Теперь черепашка услышала какие-то звуки и напрягла шею, посмотрела в разные стороны, затем черепашка успокоилась и расслабилась. Так 3 раза.

     3. Упражнение "Я - мать" (30 - 35 мин.)
     Участникам предлагается написать на листе бумаги ответы на следующие вопросы:
     - Когда родится мой ребенок, как изменюсь я?
     - Когда родится мой ребёнок, как изменятся мои близкие (муж, мать, отец, братья, сестры и так далее)?
     - Какие обязанности будут у меня по отношению к ребенку?
     Какие обязанности будут у моего ребенка по отношению ко мне? Как вы представляете себе, что такое "хорошая мать"? Напишите качества, которыми она должна обладать?

     4. Ресурсная релаксация (10-20 мин.).
     Представьте, что в самом центре вашего существа есть маленькая частица, которая очень спокойна и счастлива. Не затронута страхами и проблемами о будущем, пребывает она в полнейшем мире и счастье. До нее нельзя добраться, к ней нельзя прикоснуться. Если вы пожелаете, ее можно представить в виде некоторого Образа - язычка огонька, драгоценного камня или потаенного озера, спокойного, с гладкой, без малейшей ряби поверхностью, или чего-нибудь еще. Преисполненная глубокой умиротворённости и радости, спокойствия и силы, она находится в полной безопасности. Она там - глубоко в вас. Представьте теперь, что этот огонёк, этот драгоценный камень, это озеро или то, что вы представили, находящееся глубоко, в самом центре, в самом ядре вас, - это вы сами.
     Представьте, что этот потайной центр всегда пребывает в вас, оставаясь спокойным и тихим, через какие бы трудности, проблемы и беспокойства вам не пришлось пройти, и в любой момент вы можете вспоминать, что эта частица там. И много раз за день вы можете вспоминать об этом маленьком ядрышке внутренней умиротворённости, мысленно приобщиться к нему. Зная, что оно здесь, совсем рядом, вы будете ощущать спокойствие и расслабленность и одновременно уверенность и силу.

     5. Обратная связь.


Занятие 4.
Тема: Анализ воспитания.

     Цели занятия:
  1. Анализ жизненных сценариев и работа с ними.
  2. Обозначение своего личностного пространства для повышения чувства защищённости.
     План занятия:

     1. Разминка (5-10 мин.)
     Участникам предлагают найти эмоционально адекватные образы:
     "Раздражённый человек - это человек, который..." "Радующийся человек - это человек, который ..." "Расслабленный, умиротворённый человек - это тот, кто..."

     2. Упражнение "Надувная игрушка".
     Представить себя надувной игрушкой - сдутой. Теперь эту игрушку начали надувать, надули туго- туго, затем она медленно сдулась.

     3. Анализ воспитания (20 - 30 мин.)
     Участникам предлагается ответить себе на следующие вопросы:
     Как вас воспитывали родители?
     Кто больше принимал участие в вашем воспитании, кто из родителей не уделял вам внимания?
     Что дало вам в жизни родительское воспитание, отношение к вам?
     Что, по вашему мнению, вам родители недодали?
     В чём есть лишь ваша заслуга, что вы такая? - Были бы вы такой, если бы не определенное поведение ваших родителей?
     Охарактеризуйте одним словом тип родительского воспитания, который применялся по отношению к вам. Обсуждение понятий "самостоятельность", "ответственность".

     4. Релаксация "Личное пространство" (20 - 30 мин.)
     Через минуту я попрошу всех в нашей группе закрыть глаза, и мы побываем в воображаемом фантастическом путешествии.
     Теперь, я хотела бы, чтобы вы расположились как можно удобнее и закрыть глаза. Ощутите, как спина прикасается к спинке стула, как ноги стоят на полу. Почувствуйте свои пальцы. Почувствуйте свое дыхание, какое оно, ваше дыхание, послушаете его. Так же вы можете почувствовать биение вашего сердца, это ваше сердце, ваше состояние, это вы сами. Почувствуйте себя.
     Когда вы закрываете глаза, возникает пространство, в котором вы находитесь. Это то, что я называю вашим личным пространством. Вы владеете таким пространством в этой комнате, в любом другом месте, где вы находитесь, но обычно не замечаете этого При закрытых глазах вы можете почувствовать это пространство - в нем находится ваше тело и воздух вокруг вас. Это приятное место, потому, что это только ваше пространство.
     Итак, вы попали в свое пространство, оно только ваше. Всмотритесь в свой мир... Ни что он кажется похожим… Какой он?.. Какого он цвета?.. Рассмотрите хорошенько на все, что находится в вашем пространстве. Что там происходит?.. Походите там. Посмотрите все вокруг себя. Как вы чувствуете себя в этом вашем мире. Чувствуете ли вы себя хорошо или не очень?.. Чувствуете ли вы себя свободно или нет?... Насколько вам уютно?..
     А теперь, когда вы хорошенько огляделись, все рассмотрели и почувствовали все, что с вами происходит, тихонько выгляните из вашего пространства. .. Что вокруг него, в том мире. который вне вашего пространства ?... Что там, за вашим пространством?... Что вы видите?.. Какой он, тот мир. который окружает ваше пространство?.. Может быть там кто-то находится, или никого нет. Какие предметы вас окружают, или может там пусто?.. Что вы чувствуете?.. Как тот мир относится к вам, когда вы находитесь в своем пространстве?.. Тепло там или холодно, светло или темно, радостно или грустно?.. Что там происходит, в том мире, который вне вашего пространства?..
     И когда вы все хорошо разглядели, окажитесь снова только в своем, уже знакомом вам, пространстве...
     Представьте, сколько места занимает ваше личное пространство в том мире, который вокруг вас?..
     Через минуту, после того, как вы всё это представите, вы откроете глаза и снова окажитесь в нашей общей комнате. Когда вы откроете глаза, я хотела бы, чтобы вы взяли бумагу, краски и нарисовали то место, в котором вы были, ваше место и мир вокруг него. Пожалуйста, не разговаривайте, пока будете рисовать. А если надо что-то сказать - говорите шепотом. Нарисуйте место, которое вы представили себе. Если вам захочется, вы можете отразить ваши чувства по отношению к этому месту, используя цвет, различные формы, линии. Определите, где вам лучше изобразить себя в этом месте?.. Как только почувствуете, что готовы, можете начинать.

     5. Рисунок "Личное пространство" (25 - 30 мин.) Обсуждение рисунков

     6. Обратная связь.


Занятие 5.
Тема: Анализ воспитания (продолжение).

     Цели занятия:
  1. Осознание различных типов и методов воспитания.
  2. Принятие ребенка в себе.
  3. Определение и проработка некоторых внутренних конфликтов.
     План занятия:

     1. Разминка "Сравнение по цепочке" (5-10 мин. Участникам предлагается найти сравнение):
     "Проходивший поезд громыхал как..."
     "Налетевший ветер выл как..."
     "Гладь озера сияла в лунную ночь как..."

     2. Упражнение "Снежная баба"
     Представить себя Снежной бабой, которую слепили в морозный день. Пришла весна, пригрело солнышко и Снежная баба начала таять и растаяла, стала ручейком.

     3. "Типы воспитания" (20 - 25 мин.)
     Ведущий предлагает взять за основу следующие типы воспитания: демократичный, дружеский, предоставляющий полную самостоятельность, строгий, требовательный, опекающий.
     Участникам предлагается написать на листочках какого бы типа воспитания они придерживались и закончить следующие фразы:
     "Я предпочитаю стиль воспитания..."
     " Это позволит стать моему ребенку..."
     "Это значит, что по отношению к ребенку я буду вести себя -.."
     Далее участники сворачивают листочки и складывают их в "шапку", где листочки перемешиваются. Затем участники вытягивают листочки - необходимо доказать написанные утверждения как если бы они были от своего имени. Другие могут не соглашаться, задавать вопросы, высказывать своё мнение по этому поводу.

     4. Релаксация "Внутренний ребенок" (20 - 25 мин.)
     Представьте, что вы чудесным образом оказались на острове. Это затерянный уголок земли, где никого нет, остров необитаем... Вокруг плещется ласковое море, залитое солнцем, и свежий ветер ласкает вас своим дыханием... Вы один… Вы идете по берегу и ощущаете, как прохлада ветра охватывает ваше тело и тело поддается ветру и начинает расслабляться... Вы ощущаете его свежесть и вдыхаете всю чистоту его веяния... Под ногами вы чувствуете теплый приятный песок, который дает отдых вашим ногам... И вот вы идете и вдалеке видите, что кто-то направляется в Вашу сторону... Этот человек подходит все ближе и ближе... Вы всматриваетесь в его лицо и отмечаете, что этот ребенок - вы сами... Вы подходите к этому ребенку... Он не знает, что вы - это его будущее... Может быть он растерян или рад встрече, или насторожен... Вы можете сказать этому ребенку слова приветствия, что-нибудь еще, чтобы он понял, что вы - близкий ему человек... Как вы думаете, как ему, тому ребенку, которого вы встретили, как он себя чувствует... что думает..., может он хочет чем -то поделиться с вами или в его глазах вопрос... Сейчас у вас есть возможность, может быть единственный раз в жизни, сказать ему что-то самое важное. Может это будет совет или напутствие, или слова поддержки, одобрения. Может быть вы ему скажете то, что даст ему, тому ребенку, силы в трудную минуту, что ему поможет выстоять в испытаниях... Скажите ему сейчас все, что вам хотелось бы...
     Теперь вы можете провести с ним какое- то время на этом острове, может вам захочется посидеть рядом друг с другом, встретить вместе закат или восход солнца или насладиться теплым светлым днем...
     А теперь обнимите этого ребенка, который вы сами, только маленький, позвольте ему слиться с вами и стать с вами единым целым... Позвольте ему пройти через вас, слиться с вами и остаться с вами навсегда...

     5. Рисунок на метафору (30 - 35 мин.) Обсуждение рисунка


Занятие 6.
Тема: "Установки".

     Цели занятия:
  1. Повышение психологической готовности к будущему материнству.
  2. Анализ установок.
  3. Осознание своих прав и обязанностей по отношению к ребёнку.
     План занятия:

     1. Разминка "Сегодняшнее состояние" (5-10 мин.)
     Участникам предлагается закончить фразу: "Моё сегодняшнее состояние можно сравнить с ..."

     2. Упражнение "Энергия звука"
     Почувствовать звук своего голоса, который идёт из груди.
     Пропеть звуки из груди.
     Пропеть звуки, понижая, повышая голос.

     3. Анализ родительских установок (15-25 мин.)
     Ведущий рассказывает участникам о том, что в каждой семье есть крылатые выражения, которыми пользуются взрослые члены семьи. Называются такие фразы "установками". Установка - это готовность, предрасположенность человека к восприятию будущих событий и к действиям в определённом направлении, она обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности. Установки часто переходят из поколения в поколение и имеют весьма важное функциональное значение. Есть установки, помогающие в решении определённых жизненных задач, но есть и те, которые действуют негативно. Пример установки: "Мы бедные, но гордые".
     Участников просят вспомнить и рассказать:
  • Какие установки от родителей, бабушек, дедушек они получили?
  • Что в жизни дали эти установки?
  • Чем в будущем эти установки могут помочь или помешать в жизни?
  • Какие установки хотели бы передать детям, как дети могли бы их понять, что они могли бы дать им в жизни?
     4. Анализ семейного воспитания (25 - 30 мин.)
     Ведущий предлагает следующие вопросы для обсуждения:
  • Какими бы вы хотели видеть своих детей?
  • Какие основные качества, как вы считаете, вам хотелось бы в них воспитать?
     Как этого можно достичь, методы.
     В чем состоят мои обязанности по отношению к ребёнку?
     Какими правами вы обладаете?
     На ваш взгляд, какие качества хотел бы воспитать в ребенке ваш муж?
     Какими бы методами он добивался этого?

     5. Релаксация "Выбор" (15-25 мин.)
     Участники садятся удобнее, расслабляются, ведущий предлагает представить дом, войти в него. Увидеть 3 двери. Какую дверь откроете? Что дальше? Что за дверью?

     6. Рисунок "Выбор" (25 - 35 мин.)
     Обсуждение рисунков.

     7. Обратная связь.

     Домашнее задание для мужа: Написать, каким он хочет воспитать ребенка, какие методы нужны для этого.

Занятие 7.
Тема: "Опыт трёх поколений".

     Цели занятия:
  1. Осознание мотивов и способов действия обоих родителей для определения единого стиля воспитания ребёнка с целью лучшей адаптации к новым объектным отношениям в семье.
  2. Осознание и проработка отношений "трёх поколений" для улучшения психологического климата в семье.
     План занятия:

     1. Разминка "Ошибки восприятия" (5 - 10 мин.)
     Ведущий задаёт ситуации, а участники перечисляют возможные ошибки в восприятии предмета.
     "На столе лежит шапка, при плохом освещении её принимают за..."
     "Куст сирени в темноте можно принять за..."
     "Пену морского прибоя можно принять за..."

     2.Упражнение "Энергия звука".
     Опустить голос, как будто бы он идет из живота. Пропеть любые стихи, пословицы.

     3. Определение единого стиля воспитания (20 - 25 мин.)
     Обсуждение домашнего задания. Участники зачитывают выполненное мужем домашнее задание. Обсуждение - насколько точка зрения мужа на воспитание детей совпадает с точкой зрения участника занятия.

     4. "Опыт трёх поколений" (20 - 25 мин.)
     Участникам предлагаются следующие вопросы для обсуждения:
     Что бы вам хотелось взять в качестве опыта из того, как вас воспитывали ваши родители?
     Что бы не хотелось перенимать из отрицательного опыта?
     - Какое влияние могут оказывать ваши родители и родители мужа на воспитание ребенка? Что с этим делать? Как этого можно реально избежать? Что для этого предпринять? Есть ли какие-то компромиссы?

     5. Релаксация "Старец в пещере" (15-20 мин.)
     ... Вы замечаете, какой свежестью веет с моря и чайку, кружащуюся высоко в небе... Воздух наполнен необычайным ароматом простора и свободы... И вы видите, что перед вами пещера. Вы входите в нее. Гулко раздаются шаги в пустой пещере... Вы оглядываетесь... Вокруг никого, вы один... Посредине пещеры вы видите небольшой, теплый, уютный очаг костра... И может вам захотелось присесть к нему и погреться около него и подумать о чем- то своем... Ивы чувствуете, что вы не один и вам от этого хорошо... Возле вас кто- то, кто понимает вас, защищает вас... Прохладный воздух струится вокруг вас... и вы чувствуете незримое пока еще чье- то присутствие... Вы начинаете вглядываться в темноту, чтобы понять - кто рядом с вами... Вы хотите увидеть и услышать его.. Вы замечаете, что чья- то тень мелькнула у входа и пещеру... Вы вглядываетесь в темноту другой стороны пещеры и замечаете Старца… Он внимательно смотрит на вас, спокойно и мудро... И вы смотрите друг другу в глаза, и у вас начинается разговор... Вы понимаете, что сейчас у вас есть возможность получить ответ на самый важный и сокровенный вопрос в вашей жизни... Задайте сейчас Старцу вопрос, на который вы хотели бы получить ответ... и выслушайте, что он скажет... Вы слышите, что Старей разрешает вам задать еще один вопрос... И снова на него прозвучит ответ... Услышьте его... А теперь, посидите, подумайте и сформулируйте свой последний вопрос, который вы зададите Старцу...
     Когда ответы на все вопросы получены, вы можете поблагодарить Старца за его мудрость, теплоту, защиту, а может за что-нибудь еще... Попрощайтесь с ним и отпустите его... Его присутствие, его тепло, его мудрость вы теперь будете ощущать в себе всегда...
     Выйдите из пещеры, ощутите, как теплый ветер ласкает ваше тело, гладит по лицу своим легким крылом и солнце ласково обволакивает вас. Вы можете пройти по берегу и войти в море... Вы можете ощутить, как его живительные силы вливаются в вас, и ветер дает вам уверенность и волны смывают все разочарования и обиды, и придают вам легкость... И солнце отдает вам частичку жизненных сил и заряд неистощимой энергии и тепла... Вода очищает вас от всего наносного и чуждого вам, вашей личности, вашей сути... Ощутите радость свободы, легкости и силы, с которой море подхватывает вас и качает на своих волнах...
     И пусть, когда через минуту вы откроете глаза и снова окажитесь в нашей комнате, это ощущение покоя, радости, свободы, уверенности, силы останется с вами. И вы будете ощущать в себе все, что получили, ощущая свободу, легкость и свежесть...
     Когда вы будете готовы, можете открыть глаза.

     6. Рисунок на метафору (25 - 35 мин.)
     Обсуждение рисунков

     7. Обратная связь.


Занятие 8.
Тема: Ребёнок первого года жизни.

     Цель занятия:
     Рассмотреть основные психологические аспекты воспитания и общения с ребенком на ранних стадиях его развития с точки зрения некоторых психосоциальных стадий Эриксона.

     План занятия:

     1. Разминка "Предмет в детской игре" (5-10 мин)
     Участникам предлагается перечислить то, как можно использовать в детской следующие предметы: пучок травы, камешки, пакет из-под молока, сухие ветки.

     2. Упражнение "Энергия звука"
     Пропеть пословицы таким образом: первый участник начинает низким голосом одно слово из пословицы, каждый последующий повышает голос на пол тона. Затем - наоборот.

     3. "Формирование базовых навыков" (20 - 25 мин.)
     I год жизни -- формирование доверия или уверенности; младенец воспринимает мир как безопасный. людей - заботливыми и надежными, осознает свое место в зависимости от качества получаемой им материнской заботы, то есть постоянства, тождества, адекватности переживаний. Мы это наблюдаем, когда малыш переносит отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги. В ином случае, причиной кризиса будет ненадежность, несостоятельность матери, отвержение ею младенца. Появится страх, опасение за свое благополучие, подозрительность.
     Ведущий предлагает участникам обсудить вопросы:
  • Как, с их точки зрения, у ребенка формируется доверие к миру, а как - недоверие? Что такое доверие?
  • Кому может доверять сам участник тренинга, почему?
  • Кто может помочь в формировании доверия?
  • Что для этого нужно делать, как себя вести, какие методы использовать?
     Самостоятельность, добровольность, упрямство- Все эти качества формируются на 2 - 3 году жизни. 3 года - кризис "Я сам". Зависит от готовности родителей постепенно представлять детям свободу самим осуществлять контроль за своими действиями.
     Как формировать самостоятельность в этом возрасте? Какое поведение родителя приведет к тому, что ребёнок будет упрямым?

     4. Релаксация "Путешествие в неизвестность" (15 - 30 мин.)
     Ведущий предлагает участникам образ "Водное пространство". Нужно представить любое водное пространство. Описать, что это, какое оно, где находится он сам, что чувствует, какие звуки слышит? Это пространство необходимо перейти, преодолеть каким-то образом. Как участник будет преодолевать это водное пространство? Затем отметить, с чем участник встретится, когда преодолеет это пространство?

     5. Рисунок "Путешествие в неизвестность" (25 - 35 мин.)
     Обсуждение рисунков Домашнее задание: Нарисовать герб семьи совместно со всеми членами семьи.

     6. Обратная связь.

Занятие 9.
Тема: "Ребёнок - отдельная личность".

     Цели занятия:
  1. Расширение границ восприятия будущего ребёнка как отдельной личности,
  2. Осознание важности поддерживающего отношения к ребенку в общении с ним.
     План занятия:

     1. Разминка "Колпак" (5-10 мин.)
     Участники тренинга произносят фразу: "Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак, а если он не треугольный - это не мой колпак". Затем постепенно, по одному слову, каждое слово заменяется движениями.

     2. Упражнение "Аутотренинг"
     Тренировка мышечного расслабления с мысленной фиксацией на разных частях тела.

     3. Упражнение "Личное пространство ребенка" (20 - 30 мин.)
     Ведущий тренинга предлагает участникам дискуссию на тему "Ребёнок - отдельная личность". Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:
  • Как вы думаете, что такое личное пространство ребёнка?
  • С какого возраста оно возникает?
  • Что в него должно входить в различные жизненные периоды?
  • Как поддерживать его личное пространство?
  • Для чего нужны запреты?
  • Должны ли они быть и если да - то какими?
  • Какими правами и обязанностями обладает ребенок в различные жизненные периоды?
  • Как вы понимаете высказывание "поддержка ребенка"?
  • Какое сейчас у него личное пространство?
     Нарисуйте его личное пространство.
     Что может его защитить? Нарисуйте.

     4. Релаксации "Защищенность" (10-20 мин.)
     Ведущий предлагает закрыть глаза и оказаться в том месте, где каждый ич участников чувствует себя защищенным. Описать это место, ответить на вопросы: что вы там видите, слышите, чувствуете?

     5. Рисунок "Защищенность" (25 - 30 мин.)
     Обсуждение рисунков.

     6. Обратная связь.


Занятие 10.
Тема: Жизненный сценарий.

     Цели занятия:
  1. Работа с участниками тренинга над формированием внутренней завершённости основных аспектов занятий.
  2. Осознание своего жизненного сценария.
  3. Осознание и вербализация тенденций изменения в себе
     План занятия:

     1. Разминка "Свеча по кругу". (5-10 мин.)
     Ведущий предлагает участникам тренинга пустить по Кругу воображаемую свечу. Каждый берёт ей в руки, думает о чём-то важном для себя и бережно, чтобы не потухла, передаёт другому.

     2. Упражнение "Аутотренинг"

     3. Упражнение "Сказка о себе" (25 - 30)
     Ведущий предлагает вспомнить любую сказку, которая нравится участникам или которую просто вспомнили сейчас. Назвать эту сказку. Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:
  • Кем бы вы были в этой сказке?
  • Какие роли и кому из своих близких вы дали бы в этой сказке?
  • Можно дополнить сказку персонажами по своему усмотрению.
  • Как бы вы изменили эту сказку, каких бы героев вы еще добавили?
  • Коротко рассказать сказку.
  • Какое окончание вы сделали бы у этой сказки.
     4. Рисунок по сказке (25 - 30 мин.)
     Обсуждение рисунков

     5. Пожелания участников друг другу (10 - 15 мин.)

     6. Релаксация "Ресурсная" (10-15 мин.)

     7. Обратная связь по итогам тренинга (10-15 мин.)
     Какая тема (занятие или просто информация) показалась наиболее интересной? Какие изменения, как вы считаете, произошли с вами? Что вынесли для себя важное?

Леус Т.В., психолог.

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.- СПб.: Специальная литература, 1995.
  2. Гештальт и психодрамма в работе с детьми и родителями /Под общей редакцией Н.К. Долгополова, И.С. Дьяченко, Е.В. Шувариковой. - М.: ГиП, 1997.
  3. Гостев А.А. Дорога из Зазеркалья: психология развития образной сферы человека,- М.: Институт психологии РАН, 1998.
  4. Лабиринты психологии /Под ред. Трушковой С.В..- М.: Издат. Отдел УНЦ ДО Ml oУ, 1996.
  5. Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребёнка.- М.: Независимая фирма "Класс", 1996.
  6. Паранхо К. Гештальт - терапия: Отношение и Практика атеоретического эмпиризма.- Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995.
  7. Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения.- М.: "Смысл", 1993.
  8. Пайяз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. Пер. с английского Е.И. Замфир под ред. Проф. М.М. Решетникова. СПб.: совместное издание Восточно- Европейского института психоанализа и Б.С.К., 1997.
  9. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. -Самара: Издательский дом "БАХРАХ", 1998.
  10. Рыжков В.Д. Практическая психология женских кризисов.- СПб.: Лань, 1998.
  11. Сарган Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей.- М.: "ГЦ "Сфера", 1998.
  12. Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании.- М.: Независимая фирма "Класс", 1998.
  13. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личностным методикам. М.: "Прогресс", 1987.
  14. Хрестоматия по телесно- ориентированной психотерапии и психотехнике / Редактор- составитель В.Ю. Баскаков. 2-е изд. М.: "Смысл", 1997.
  15. Юнг К.Г., фон Франц М.- Л., Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы/ Под общ. Редакцией С.Н. Сидоренко.- М.: "Серебряные нити", 1997.
  16. Caplan G. Concept of Mental Health and Concultation. Waschington, DC: US Children Burtau. 1959.- An Approach to Community Mental Health. London, Tavistock. 1961.
  17. Erikson E.H. Identity and the Life Cycle. Issues, Monogr 1. New York: International Universities Press, 1959.
  18. Pines D. The relevance of early psychic development to pregnancy and abortion. Int. J. Psycho-Anal, 1982.
  19. Rapoport. R. Normal crises: Family struture and mental health. Family Process 2, 1963.
  20. Ringler М. / Wien. Med. Wschr. - V.4 8.
  21. Uddenberg N., Nillsson L/ Acta psychiat. Scand., 1975, V 52, 3.
  22. Young I. М. Pregnant embodiment: Subjectivity and alienation/ Synthesis philos.-Xagreb, 1995.- V. 10, fasc. 1-2.