Главная страница
Кто мы
Статьи
Детская страница
Практика
Консультация
Советы
Философский музей 
Книги
Ссылки


МАТЕРИНСТВО - ОПЫТ ТРЕХ ПОКОЛЕНИЙ. ТРЕНИНГОВЫЕ
ЗАНЯТИЯ С БЕРЕМЕННЫМИ ЖЕНЩИНАМИ.

Часть 2. ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ.

     Как отмечалось выше, настоящая программа может быть использована как для индивидуальной работы, так и для работы в группе. И в одном, и в другом случае для получения наиболее полной картины состояния женщины (в индивидуальной работе - по мере необходимости, в работе с группой - на первичной индивидуальной консультации для отбора в группу) предлагается использовать следующие диагностические методики:

  1. Диагностические беседы.

  2. Опросники.

  3. Проективные методики.

     Опросники.


     1. Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилберга. Ю.Л. Ханина.
     Данная методика является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности как состояния) и личностной тревожности ( устойчивой характеристики человека).
     Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Высокая личностная тревожность говорит о наличии невротического конфликта, эмоциональных и невротических срывов.
     2. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге.
     Опросник применяется для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной диагностики.
     3. Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г.Айзенку)
     Опросник применяется для выявления уровня тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности.
     4. Методика исследования самоотношения (МИСС) С. Р Пантилеева.
     Эта методика позволяет оценить некоторые личностные особенности, в частности, уровень самооценки, отражённого самоотношения, самопринятия, наличие или отсутствие внутренних конфликтов, напряжения, чувства вины.


     Проективные методики


     1. Цветовой тест отношений (ЦТО).
     Цвет можно рассматривать как модальность, связанную с эмоциями на глубинном уровне. Наряду с традиционным проведением теста Люшера предлагается соотнести цвета со значимыми для него людьми и понятиями. В дальнейшем обработка результатов проводится по качественному эмоциональному значению цвета, отражающему отношение человека к значимым для него объектам, а также по положению цвета в последовательности предпочтений. При этом цветоассоциативные ответы рекомендуется расшифровывать целостно, в их взаимной связи друг с другом. Существенное диагностическое значение придаётся пересечениям ассоциаций, при которых разные объекты соотносятся с одним и тем же цветом, так как это позволяет сделать предположение об их идентификации.
     2. Тест репертуарных решёток Келли.
     В основу этого теста лёг фундаментальный постулат теории Келли:
     "Личностные процессы психологически канализируются теми же способами, которыми человек прогнозирует и оценивает события". Это позволило исследовать конструкты посредством их проявления на семантическом уровне, распространяя полученные результаты на все личностные процессы.
     Отличительной чертой ТРР от других тестов является стремление исключить возможность навязывания не свойственных исследуемому человеку представлений.
     Тест РР позволяет выявить представление исследуемого человека о себе, о его близких, его отношение к себе и близким, а так же сделать предположение об идентификации.
     В общем виде репертуарная решётка (РР) представляет собой матрицу, определённым образом организованную, которая заполняется в процессе структурированного интервью. Строки матрицы традиционно называют конструктами, столбцы - элементами.
     Первая проблема, которую должен решить исследователь, планируя работу с РР, - что использовать в качестве первичных конструктов. Для работы с беременной женщиной мы предлагаем такие первичные конструкты: Я сама; Я - мать; Я - дочь; Моя мать; Мой будущий ребёнок; Реальная типичная беременная женщина нашей культуры; Реальная типичная мать нашей культуры; Реальный типичный ребёнок нашей культуры. В дальнейшем можно использовать метод триад, где беременной женщине предлагается из трёх элементов выбрать и назвать два наиболее сходных между собой и определить, чем они отличаются от третьего.
     3. Другие проективные методики: "Несуществующее животное". "Дом". "Дерево". "РИСУНОК семьи".
     Направлены на выявление различных личностных особенностей беременной женщины: уровня тревожности, агрессивности, страхов, проблем в сфере общения, уровня самооценки и притязаний и других.


Продолжение следует…


Леус Т.В.,
психолог.