Главная страница
Кто мы
Статьи
Детская страница
Практика
Консультация
Советы
Философский музей 
Книги
Ссылки


Ветвистые рога софистов


     Рядом с панцирем черепахи, которую так и не догнал быстроногий Ахиллес, находится ещё одна достопримечательность нашего философского музея - целая коллекция тяжёлых, ветвистых рогов.

     Нет, это не рога оленей, которых сразил вишнёвыми косточками бравый барон Мюнхгаузен, и не склад печально знаменитой конторы ''Рога и копыта''.

     Перед нами рога софистов, призрачные абстрактные рога, которыми они часто награждали друг друга и тех, кто вступал с ними в спор. В повседневной речи ''софист'' - это такое непонятное ругательство, типа ''филистер'' или ''космополит''. Однако, древнегреческие софисты - довольно уважаемые люди, учителя философии, логики и риторики, бравшие высокую плату за свои уроки. А древние греки были практичны и не стали бы платить деньги, кому попало.

     У знаменитых софистов учились почтенные граждане и молодёжь. Представим, что у нас подрастает сын или дочь и настало время продолжить обучение в каком-нибудь коммерческом учебном заведении. Как добропорядочные родители, не желающие бросать деньги на ветер, заглянем в аналогичное училище где-нибудь в Афинах и, чтобы присмотреться и прицениться, послушаем разговор опытного софиста с начинающим учеником.


- ''Я и не утверждаю, что всё это именно так, как оно есть, я лишь говорю, что мне, именно мне так кажется. Если тебе кажется иначе - попробуй доказать, что всё обстоит иначе''.

- ''Но я к сожалению не умею доказывать !''

- ''Ты не умеешь доказывать? Тогда возьми урок у меня. Мы давно уже приметили все приёмы, какими философы убеждают народ. Захочешь - докажешь, что стариков надо почитать, а захочешь - докажешь, что их надо поедать. Но имей в виду: стоить это будет недёшево!''

- ''Кто же ты такой, что не учишь, что нам говорить, а учишь, как нам говорить?''

- ''Как бы это сказать? Я не мудрец - обладатель мудрости; не философ - искатель мудрости; я софист - специалист по мудрости''.


     Да, с софистами надо держать ухо востро, а то запутаешься и пропадёшь от двусмысленности. Вот и наш воображаемый софист, говоривший с будущим учеником, не успел начать обучение и уже слукавил. Среди софистов было много и мудрецов и философов. Они в совершенстве владели искусством спора и придумали многочисленные логические уловки, которые даже сегодня используют не только философы, но и политики.

     Одна из таких уловок была применена против сенатора из штата Флорида, некого Клода Пеппера. Его противник, не обвинив Пеппера по сути ни в чём крамольном, раз и навсегда погубил его карьеру.


     ''Каждый член конгресса знает, что Клод Пеппер бесстыдный экстраверт. Боле того, есть основания считать, что он практикует непотизм, по отношению к своей свояченице, сестра его была феспиянкой в греховном Нью-Йорке.

     Наконец, и этому трудно поверить, хорошо известно, что, до женитьбы, Пеппер практиковал целибат''.


     Чтобы Вы не подумали о сенаторе Пеппере ничего дурного, а именно это и случилось с его избирателями, напомним, что ''экстраверт'' - это общительный человек, ''непотизм'' - покровительство родственникам, ''феспиянка'' - поклонница драматического искусства, а ''целибат'' - не что иное, как безбрачие.

Употреби оратор ясные понятия, его ''обвинительная'' речь звучала бы вполне безобидно: ''Каждый член конгресса знает, что Клод Пеппер общительный человек, есть основания считать, что он покровительствует свояченице, сестра его была поклонницей драматического искусства, а до женитьбы Пеппер практиковал безбрачие''.

     Уловка, применённая в избирательной компании, конечно же была известна древним софистам. Если против Вас применяется подобная уловка, то необходимо либо самому прояснить смыл незнакомых понятий, либо попросить, что это сделал Ваш оппонент.

     Теперь ясно, почему в Древней Греции софистам платили такие большие деньги, что специалист по мудрости Горгий пожертвовал Дельфийскому Храму статую из чистого золота.

     Правда многих смущало следующее обстоятельство.


- ''А вдруг случиться так, что дурные люди научаться искусству убеждать и употребят его во вред?!''

- ''Это нас, софистов, уже не интересует. Мы - как кузнец, который продаёт покупателю нож; а зарежет ли тот этим ножом свою курицу, или соседскую свинью, - это нас не касается''.


     Вообще софисты были не только хитрыми, но и весёлыми, остроумными людьми. Они придумали много смешных и в то же время очень серьёзных софизмов, которые до сих пор служат своеобразной ''гимнастикой ума''.

     Чего стоит знаменитый софизм ''Рогатый''.


- ''То, чего ты не потерял, ты имеешь, верно?!''

- ''То, чего я не потерял? Ну да, верно''.

- ''Ты не потерял рога?''

- ''Нет''.

- ''Успокойся. Если то, что ты не потерял, твоё, рога у тебя есть, носи их на здоровье''.


     Вот откуда в нашем философском музее столько всяких рогов. На протяжении веков философы, вспоминая софизм ''Рогатый'', навешивали их друг другу и набралась целая коллекция.

     Ну, этот - то софизм ещё можно при желании разгадать, а вот попробуйте решить самый знаменитый и трудный софизм, который называется ''Лжец''.


          Однажды критянин Эпименид сказал: ''Все критяне лжецы!''.

          Сам Эпименид критянин. Следовательно, он лжец!


     Выходит, что лжец то он лжец, да сказал чистую правду, а раз он сказал правду, значит он не критянин, потому что все критяне - лжецы. Но Эпименид - критянин, и значит... и значит, мы так и будем крутиться по замкнутому кругу.

     И не только мы. Так стоик Хризипп посвятил анализу этого парадокса три книги, философ Диодор Кронос умер от огорчения, убедившись в неудаче своих попыток решить этот проклятый софизм, а некий Филит Косский покончил жизнь самоубийством.

     Отголоски этих страстей слышны и сегодня. В длинных университетских коридорах студенты, впервые вкусившие от древа формальной логики, тщетно пытаются разрешить первый попавшийся софизм. А он не решается.

     У Вас, дорогие посетители нашего философского музея, сегодня есть шанс попробовать свои силы и оказаться в их шкуре. Рискните для начала разобраться в софизме о растерянном ''Брадобрее''.


     В одном городе приезжего брадобрея, а по-нынешнему - парикмахера, попросили брить тех, кто не бреется сам.

     Город был большой, роду много и пока брадобрей работал, у него самого отросла приличная борода.

     Вопрос: ''Должен ли брадобрей брить самого себя, если по условию он должен брить тех, кто не бреется сам?''


     К слову сказать, в известной передаче ''Что? Где? Когда?'' наши любимые знатоки испытали большое затруднение, столкнувшись с этим древним парадоксом.

     Может быть, Вы окажетесь удачливее.


Литература

1. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. - М. - 1995.

2. Кондаков Н.И. Логический словарь. - М. - 1971.

3. Ивлев Ю. В. Логика. - М. - 1994.

4. Антология мировой философии. В 4-х тт. - М. - 1969. - Т.1.

5. Гегель. Лекции по истории философии. В 3-х тт. - Л. - 1993. - Т.1.

6. Попов П.С., Стяжкин Н.И. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения. - М. - 1974.