Главная страница
Кто мы
Статьи
Детская страница
Практика
Консультация
Советы
Философский музей 
Книги
Ссылки


Чаша Сократа


     От весёлых рогов софистов перейдём сегодня к одой из самых грустных достопримечательностей нашей коллекции. Перед Вами чаша с изображением бога смерти Танатоса. Осторожнее, видите след на внутренней стенке. Это - цикута, смертельный яд из болиголова - болотной травы, от которой погибали и животные, и люди. Чашу эту суждено было выпить тому, кого потомки назовут ''воплощённой философией'', сыну каменотёса и повитухи из Афин легендарному Сократу.

     Закроем глаза и представим - в Афинах идёт суд. Афиняне так любят судиться, что за это над ними подшучивает вся Греция. Но сегодня суд получился особенный. Судят философа Сократа. Народу собралось больше обычного и каждый кричит своё.


- ''Сократ - враг народа. Наша демократия стоит на том, чтобы всякий гражданин имел доступ к власти: всюду, где можно, мы выбираем начальников по жребию. И понятно для чего - чтобы все были равны. А Сократ говорит, что это смешно - так же смешно, как выбирать кормчего на корабле по жребию, а не по знанию и опыту''.

- ''Сократ - друг народа. Изберите кормчего по жребию и вы увидите, куда он заведёт государственный корабль''.


     Всё это слышит подсудимый. Седой и босой семидесятилетний старец в простой одежде он сидит перед судьями. Сократа не назовёшь красавцем, скорее наоборот. Скуластый, со вздёрнутым курносым носом, толстыми губами, выпученными как у рыбы глазами и огромным шишковатым лбом. Философ улыбается. Сейчас на суде он вспоминает, что за долгую и нелёгкую жизнь часто слышал о себе подобные разговоры. Их было так много, что не сразу отличишь, где настоящий Сократ, а где придуманный.


- ''Кто этот человек?''

- ''Его зовут Сократ и весь свет знает его. Но с тех пор, как он забросил резец каменотёса, его можно найти везде в Афинах. В особенности там, где ведётся диспут''.

- ''Да, Сократ - ужас для специалистов по мудрости, для софистов, ибо никто из них не устоит против него в споре''.

- ''Но и этого ему мало. Он болтает со всяким о добродетели и советует познать самого себя, прежде чем судить о других''.

- ''Может быть он один из тех торговцев мудростью, которые заманивают к себе богатую молодёжь, обещая ей всякие знания и красноречие?!''

- ''Нет, Сократ за свою мудрость никогда не брал ни обола. Его ученик Аристипп стал брать деньги за свои уроки и посылал часть учителю. Но Сократ отправил деньги обратно Аристиппу''.

- ''Наверное ваш философ богат и независим, если он так легко расстаётся с деньгами?''

- ''Ничуть не бывало. Ему частенько приходится туго. Дома у него сидит сварливая жена Ксантиппа и трое детей, которым едва хватает на кусок хлеба. Да и сам Сократ всегда пользуется лишь необходимым''.

- ''Это у него привычка с войны. На Пелопонессе он участвовал в трёх сражениях и спас жизнь своему другу, упавшему с коня''.

- ''Но чего же хочет этот странный человек? Не принадлежит ли он к числу глупых болтунов или помешанных, которых полным полно в Афинах?''

- ''Здесь ты ошибаешься. Все удивляются ясной, твёрдой и разумной речи''.

- ''А, значит, он знает что-то необыкновенное, но скрывает?''

- '' И тут ты не прав. Сократ повторяет каждому лишь одно: ''Я знаю, что я ничего не знаю, а другие не знают и этого''.


     Тем временем шум толпы стихает. Начинают говорить обвинители. Их трое: молодой, мало кому известный поэт, абсолютно равнодушный к существу обвинения, но желающий прославиться любой ценой, влиятельный афинянин, вдохновитель и организатор судилища, и, наконец, оратор, до этого погружённый в сонную дрёму старец.

     Обвинения стары как мир - Сократ портит нравы юношества и вместо общепризнанных богов поклоняется каким-то новым.

     С присущим ему искусством философ спокойно отводит предъявленные ему обвинения. Уж что-что, а это он умеет делать. От аргументов лже - обвинителей ни остаётся камня на камне.

     Как видно судьи тоже не принимают всерьёз обвинений, предъявленных мудрецу. Посовещавшись, они все-таки признают Сократа виновным, но лишь малым перевесом голосов. По Афинским законам остаётся проголосовать за меру наказания. Обвинители свою меру уже предложили: ''Смертная казнь''. Друзья советует Сократу предложить со своей стороны небольшой, но достаточный штраф. Наверняка он этим и отделается.

     Все затаив дыхание ждут, что же скажет Сократ.


     ''Граждане афиняне! Эти люди требуют для меня смерти. Пусть так. А что, афиняне, назначил бы я себе сам? Что по заслугам надо сделать со мной, или какой штраф должен я уплатить за то, что я сознательно всю свою жизнь не давал себе покоя и пренебрёг всем тем, о чём заботится большинство, - корыстью, домашними делами, военными чинами, участием в Народном собрании, в заговорах, в восстаниях, какие бывают в нашем городе - ибо считал себя слишком порядочным, чтобы уцелеть, участвуя во всём этом.

     Итак, чего же я заслуживаю, за то, что я такой? Чего-нибудь хорошего, афиняне, если уж в самом деле воздавать по заслугам, и притом такого, что мне пришлось бы кстати. Что же кстати человеку, заслуженному, но бедному, который нуждается в досуге для вашего же назидания?

     Для подобного человека, афиняне, нет ничего более подходящего, как обед, хороший сытный вкусный обед.''


     Показалось, что море вышло из берегов и затопило город - такой поднялся шум. ''Да он издевается над нами'', - кричала толпа. ''Смерть ему!!'' Судьи, забыв о том что они являются блюстителями закона и поддавшись общему настроению, голосуют и назначают Сократу смертную казнь.

     Среди этой бушующей толпы один философ был спокоен. Он тихо сказал, что природа обрекла его, как и всех людей, на смерть. Смерть же есть благо. Она даёт возможность ничего не чувствовать. После смерти можно будет встретиться со славными философами и мудрецами прошлого и побеседовать с ними. Если, конечно, они захотят.

     Исполняя решение суда, стражники проводили Сократа в тюрьму. Его казнили не сразу. Был праздничный месяц. Все казни откладывались до его окончания.

     Вот и жил Сократ в тюрьме ещё много дней, ожидая неминуемой смерти. Друзья предлагали ему бежать, говорили, что всё уже подготовлено, деньги кому надо заплачены. Однако, Сократ оставался непреклонен. Как покинет он родной город, в котором родился и вырос? А соотечественники? Разве простят они ему это трусливое бегство? И что скажут ученики и философы, которых Сократ учил добродетели?

     Наконец наступил день казни. С философа сняли тяжёлые цепи. Он с удовольствием растирал затёкшие ноги. Рядом голосила жена. Сократ попросил увести несчастную, а сам стал мирно беседовать с друзьями. Никогда ещё он так обстоятельно и мудро не рассуждал о бессмертии души и о её путешествии в загробный мир.

     Солнце клонилось к вечеру. Появился какой-то человек вместе с рабом. Раб держал в руках чашу со смертельным ядом. Сократ, не спеша, взял в руки чашу и выпил её до дна. Вокруг зарыдали друзья. ''Стыдно'', - сказал Сократ: ''Умирать надо в благоговейном молчании''.

     Смертельный холодок начал подбираться к сердцу. Сократ неожиданно выдохнул: ''Мы остались должны Асклепию [Эскулапу - богу врачевания] петуха. Отдайте''. ''Непременно'', - сказали друзья: ''Не хочешь ли ещё чего-нибудь сказать?'' Но ответа уже не последовало.

     Как часто бывает в истории справедливость всё-таки торжествует, но с опозданием. Афиняне скоро одумались, с позором изгнали из города обвинителей Сократа, лишили их огня и воды, так что тем не оставалось ничего другого, как повеситься. Да и потомкам тоже очень хотелось, чтобы возмездие торжествовало. Возникла легенда о том, как главного обвинителя мудреца, того знатного афинянина, побили камнями и он умер в страшных мучениях.

     И нам сегодня очень хочется, чтобы обвинители Сократа получили по заслугам, и, чтобы сам Сократ остался жив. Становясь вольно или невольно участниками его вечных диалогов, мы чувствуем, что великий мудрец поворачивает наши глаза зрачками в душу, задумываемся над тем, добродетельно ли мы живём и у нас в ушах начинают звучать последние слова Сократа:

     ''Уже пора идти отсюда, мне - чтобы умереть, вам - чтобы жить, а что из этого лучше, никому не ведомо, кроме Бога.''.


Литература

1. Платон. Соч. в 3-х тт. - М. - 1970. - Т.2.

2. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. - М. - 1993.

3. Кессиди Ф.Х. Сократ. - М. - 1976.

4. Нерсесянц В.С. Сократ. - М. - 1977.

5. Рожанский И.Д. Воспоминания о Сократе. - ''Прометей''. - 1972. - Т.9.

6. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. - М. - 1994.

7. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. - М. - 1993.