Главная страница
Кто мы
Статьи
Детская страница
Практика
Консультация
Советы
Философский музей 
Книги
Ссылки


СЧАСТЬЕ КАК УДАЧА
Часть 2

     Существует мнение, что человек может сам построить свое счастье. Об этом часто говорят нам пословицы: "Человек сам кузнец своего счастья", "Счастье под мозолями лежит", "Счастье не в кошельке, счастье в руках".
     Однако более распространено мнение о счастье как о везении, случайной удаче, и оно говорит о том, что счастье не зависит от человека. Обратимся к размышлениям Аристотеля.
     "Толпа думает, что жизнь счастливая - это жизнь удачливая или не лишенная удач; и она, пожалуй, права, поскольку без внешних благ, которые посылает случайная удача, нельзя быть счастливым. Никто не скажет, что случайность - это природа. Там, где природа - причина чего-либо, она всякий раз производит по большей части одно и то же, случайность же действует не так, но беспорядочно, как попало, почему и говорится о случае применительно к подобным вещам. Не скажешь также, что случайность есть нечто подобное уму или правильному рассуждению, поскольку и в них имеет место не меньшая упорядоченность и неизменность, но отнюдь не случай. Может быть, случайная удача - это какая-то забота, проявляемая богами? Или, пожалуй, так думать нельзя? Бог, признаем мы, - господин над подобными вещами и распределяет доброе и злое по заслугам; однако случайность и проистекающее от случайности возникают поистине случайно. Если мы допустим, что бог распределяет случайно, то признаем его дурным или несправедливым судьей. А такое богу не подобает". (Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т. 4. - М., 1984. - С. 359). Размышляя над этим, Аристотель обратил внимание на то, что ни справедливого, ни храброго, ни кого другого добродетельного не называют удачливым, поскольку справедливость и храбрость, как и любая добродетель, зависят от усилия самого человека. Таким образом, слово "удачливый" имеет много значений: мы называем удачливым того, кому вопреки его расчетам довелось сделать что-то хорошее, а также и того, кто вместо ожидаемого убытка получил прибыль.
     "Итак, удача состоит в том, что мы получаем благо, на какое не рассчитывали, и не подвергаемся злу, какого ждали. При этом именно получить благо свойственно случайной удаче: получить что-то хорошее - это счастливая случайность в ее чистом виде; не подвергаться же злу - счастливая привходящим образом. Случайная удача, таким образом, - это природа, действующая неосмысленно". (Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т. 4. - М., 1984. - С. 359).
     От этой удачи следует отличать другую, более тесно связанную со счастьем, "при которой внутри самого человека заложен первоначальный порыв к благам". (Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т. 4. - М., 1984. - С. 359).
     Случайностей в нашей жизни бывает много, и они бывают разными. Есть многочисленные обстоятельства, оказывающиеся благоприятными. Они делают нашу жизнь более счастливой и радостной, и воспользоваться ими "можно прекрасно и добродетельно". (Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т. 4. - М., 1984. - С. 71). Такие случайности многие отождествляют с удачей, счастьем как таковым. Но в жизни нередко происходят и, напротив, неблагоприятные события, которые стесняют и омрачают нашу жизнь, принося страдания или горе. Поэтому можно сделать довольно смелый вывод: случайности в чистом виде, которые радуют или омрачают нас, оказывают на течение жизни среднего человека довольно незначительное влияние.
     То, что "улыбка судьбы" или везение сами по себе не представляют собой счастья, подтверждается и тем психологическим фактом, что не всякий, кому "посчастливилось" (примечательна безличная форма употребляемого здесь глагола), переживает случившееся как счастье. Между тем переживание, ощущение счастья является существенным моментом последнего. Счастье является таковым, если оно воспринимается всей душой человека как нечто светлое и всеобъемлющее. То есть, оно заполняет собой все пространство, заставляя переживать высочайшую октаву радости, оставляя человека не только наполненным довольством, но и побуждая излучать вокруг себя вибрации радости и добра.

Брилинг Елена Евгеньевна,
педагог-психолог

briling@psilib.ru