Главная страница
Кто мы
Статьи
Детская страница
Практика
Консультация
Советы
Философский музей 
Книги
Ссылки


Особенности  адаптации в подростковом возрасте.

 

Подростковый возраст, который так часто именуется наиболее сложным, определяется физическими границами как  11-15 лет. В это время происходит основная перестройка организма:

1 – физиологическая: проявляются  первичные и вторичные половые признаки, благодаря увеличению выделения в кровь гормонов, соответствующих полу (мужских / женских);

2 – психологическая, такая, как идентификация себя с мужчиной / женщиной , построение поведения, общения, отношения к своему внутреннему  и внешнему миру. 

Главной особенностью подростка является личностная нестабильность. Именно в это время подросток заявляет о себе, как о личности с большой буквы. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения. Именно это чаще всего и становится наиболее конфликтной стороной при общении подростков с более старшими людьми.  У подростков происходит адаптация к социально - устойчивым представлениям о мужчине и женщине, стратегиях поведения в обществе, со сверстниками, с родителями. В этот небольшой промежуток времени подросток должен сориентироваться в понятиях  «мужчина» и «женщина», а так же применять к себе эти понятия, чувствуя отличия своего теперешнего состояния и того, кем он был/была до этого.  При взрослении  ребенка происходит его становление, готовность к жизни во взрослом обществе, как равноправного  участника жизни.

 

Новая для него позиция проявляется:

·        во внешнем облике,

·        манерах (как часть поведенческой идентификации со своим полом),

·        копирование отношений (как часть половой идентификации),

·        включение во взрослую интеллектуальную жизнь (участие в таких отраслях жизни, как: наука, искусство, занятие самообразованием),

·        помощь в решении ежедневных домашних проблем (например, ежедневные обязанности по дому, помощь уставшей на работе маме).

Одновременно с этими проявлениями возникает чувство взрослости — отношение подростка к себе, как  к взрослому, ощущение себя взрослым (как особая форма самосознания).  При этом надо оговориться о том, что подросток всеми известными и доступными для него методами пытается показать, что он является такой же весомой и значимой частью общества, как и все, кто его окружает, но все эти доказательства создаются для получения дополнительных прав, которых у него/нее ранее не было, а не для получения дополнительных обязанностей. Одновременно возникает интерес к своему внутреннему миру, подросток открывает сложные переживания, связанные с новыми отношениями, пристально анализирует свои поступки. Происходит становление основ мировоззрения. При этом  часто сближение воображения и теоретического мышления является импульсом к творчеству, но не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата, хотя и используют возможности своего творческого воображения.

Все ранее высказанные переживания и приводят к наиболее заметным и известным всем взрослым конфликтам взрослый – подросток. Надо учесть, что немного завышенные требования к себе и окружающим– это всего лишь  результат самоутверждения подростка в его новом качестве, а не  проявление его наиболее вредных черт характера, который взрослые связывают с наличием таких же отрицательных черт у родственников подростка.

Самоутверждение — это долгий, растянутый во времени, сложный процесс, во время которого человек сам утверждает самого себя как единую, целую и гармоничную личность. Самоутверждение  происходит путем выбора стратегии самоутверждения.

      Одна из известных классификаций выделяет три способа самоутверждения личности:

·        неуверенное поведение,

·        ассертивное поведение,

·        агрессивный стиль межличностного общения.

 

Для людей, выбравших неуверенное поведение (неуверенная личность), характерно:

- ориентация личности на конформное поведение (т.е. строгие рамки законов, правил поведения, общественной морали являются обязательными и не могут даже подвергаться пересмотру),

-  тенденция скрывать собственное мнение (которое может иногда и не формироваться из-за отсутствия необходимости его высказывать), 

- адекватные эмоциональные реакции, с предпочтением неопределенных и мало выразительных форм речевого общения (то, что от него могут ждать и не более).

 

Для людей, выбравших ассертивное поведение (конструктивная личность) характерно:

-         отвечать без заминки, говорить достаточно громко и естественным для себя  тоном

-         не избегать смотреть на собеседника,

-         охотно обсуждать предложенную тему,

-         открыто давать знать о своих чувствах,

-         высказывать свое мнение,

-         учитывать при беседе или любом личном контакте правила и законы, присущие данному коллективу, но при этом ориентироваться и использовать их по своему усмотрению.

 

Для людей, выбравших агрессивный стиль межличностного общения (доминирующая личность), характерно:

-         отвечать, прежде чем собеседник успел закончить свою мысль,

-         громко говорить вызывающим тоном,

-         смотреть на других свысока,

-         пренебрежительно отзываться о предмете разговора (осуждать, порицать, принижать),

-         навязывать всем свое мнение,

-         с жаром изливать свои чувства,

-         ставить себя выше всех и причинять боль другим, чтобы не сделать больно себе.

 

Неуверенная личность в различных  жизненных ситуациях используют стратегию самоподавления. Например, говорят «да», когда надо сказать «нет»; избегают ситуаций, когда надо брать инициативу на себя. Но могут реагировать конструктивно, если  в ситуации отсутствует конкретный партнер. 

Конструктивная личность ведет себя твердо, но корректно, умеет выразить недовольство и радость, стремится к людям, используя стратегию сотрудничества.

Доминирующая личность использует стратегии агрессии, в тех ситуациях, когда конструктивная личность ведет себя, как описывалось ранее.

Следовательно, самоутверждение заключается в том, что именно благодаря ему человек находит способ обретения Смысла Жизни. Это самораскрытие себя, как Человека и постановка своего места в Жизни.

Самоутверждение  и адаптация для подросткового возраста являются единым целым, при этом самоутверждение можно рассматривать как внутренний процесс, а адаптация – его внешнее проявление, или самоутверждение – это основной способ адаптации.

 

Адаптация — это процесс активного приспособления индивида к условиям новой среды, при последовательном достижении результатов: в обществе, коллективе, семье и  по отношению к себе. 

 

Адаптация включает в себя следующие подвиды:

-     биологический (телесный),

-        психологический (внутренний мир),

-        социальный (внешнее проявление в семье и коллективе).

Адаптация – это схема, или стиль разрешение различных видов проблем, например:

-                     временной (при нахождении временно в коллективе или ситуации),

-                     постоянной (общение со школьными друзьями или родителями дома),

-                     трудной (требующей долгого и терпеливого разрешения),

-                     простой (разрешаемой сама по себе),

-                     разрешимой (ведь как говорят старейшие: есть три выхода из любой        ситуации: один - знает человек, который завел тебя в эту ситуацию, другой - ты найдешь сам, а третий - никто не знает),

-                     не разрешимой (то есть по твоему мнению у этой проблемы нет выхода);

-                     вообще  не быть проблемой, в зависимости от ситуации, коллектива, и самого человека, ведь именно он определяет для себя постановку данного вопроса.

 

Сам субъект может замечать или не замечать данную проблему, в зависимости от ее актуальности на данный момент и личной стратегии самоутверждения. 

Наиболее активно из всех видов адаптации проявляется социальная адаптация, ее главной особенностью является сближение целей и ценностных ориентаций  группы, и входящего в нее человека, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы. Адаптация  происходит строго в рамках социума, в котором находится человек и предусматривает все нюансы, как для отдельного человека, так и для группы, вне зависимости от ее количества, так как именно социум и является контролирующей и корректирующей совокупностью для человека. Так как практически даже выходя на улицу, мы должны общаться со всеми кто нас окружает.

Адаптация  так же предусматривает возрастные особенности, в данном случае  это подростковые, а именно подросток является новым  человеком, начинающим принимать нормы социального поведения как взрослый член общества. Следовательно, это принятие ряда норм, обязанностей и прав.

Доля поисков стратегии самоутверждения и адаптации подростка индивидуально не слишком велика, так как большое влияние на него оказывают сверстники и особенно домашний микроклимат взаимоотношений в семье. Дело в том, что самое первое и самое глубокое воспитание закладывается в ребенке с рождения родителями, ведь не зря говорят, что если вы не стали воспитывать вашего ребенка с первой минуты его рождения, значит, вы уже упустили время. Коррекционная работа по формированию личности подростка в семье, как наиболее сложный процесс должна происходить постоянно. Ведь именно она и является отправной точкой отсчета для подростка. 

Подводя итог выше сказанному, можно еще раз напомнить, что сложный мир подростка, далеко не всегда понятный взрослому, нуждается в ежедневной поддержке и корректировки, надо чаще предлагать помощь подростку в освоении новых норм и правил, что бы потом долго и утомительно не заниматься исправлением их ошибок. Ведь именно взрослый осознанно или нет, формирует личность, стратегию самоутверждения и адаптацию у своего подростка.

 

Сурцукова Н.С.

 

 

Литература:

1. Феномен человеческого самоутверждения. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. С-П. 2000.

2. Возрастная психология. Кулагина И.Ю. М. 1999