Главная страница
Кто мы
Статьи
Детская страница
Практика
Консультация
Советы
Философский музей 
Книги
Ссылки


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ.
ШКОЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЕВШЕЙ.

Часть 3.

     Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности. Подобное рисование является проявлением неусвоенности ребенком основных принципов организации пространства.
     Необходимо также сказать о нарушениях чтения у некоторых левшей. В специальной литературе для обозначения этого явления используется термин "дислексия" - это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе чтения. Дети, страдающие дислексией, могут при этом иметь нормальный интеллект, устная речь и ее понимание у них не нарушены. Трудности, с которыми они сталкиваются при чтении, принимают различные формы и обусловлены рядом причин. У одних причины нарушения носят преимущественно зрительно-пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого. Другие не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают.
     Одно из объяснений зрительно-пространственных затруднений, испытываемых некоторыми дислексиками, связывает эти трудности с нестабильной глазодоминантностью. Нестабильная глазодоминантность может привести к нарушению движений глаз, и ребенку будет трудно следить за порядком расположения букв и слов на странице. Однако я считаю необходимым еще раз добавить, что само по себе левшество не обуславливает возникновение нарушений чтения. Зависимость между левшеством и дислексией опосредованное.
     Рассматривая трудности, возникающие у левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей. Еще совсем недавно такие попытки изменения природы под общепринятый стандарт были едва ли не повсеместной практикой. Сейчас отношение к природному выбору изменилось, но тем не менее встречаются еще случаи насильственного или ненасильственного переучивания. Поэтому в обязанности психолога должна входить профилактическая работа, заключающаяся в объяснении учителям и родителям возможных последствий такого переучивания. Ведь переучивая ребенка, изменяя ведущую руку, мы неизбежно вызываем перестройку в деятельности мозга. У левшей и правшей разная организация мозга. Например, у праворуких людей центр речи находится, как правило, в левом полушарии (90% случаев), а у леворуких он может быть в правом полушарии (70% случаев), но может быть и в левом и даже располагаться симметрично в обоих полушариях.
     Поэтому следствиями переучивания могут стать нарушения темпа и ритма речи (заикание, быстрая речь). Согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша.
     Как следствие переучивания могут также наблюдаться серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка: он становится вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спит, снижается аппетит. Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.
     Проявления неврозов у леворуких детей специально изучались.
     При астеническом неврозе заметны повышенная утомляемость, быстрая истощаемость нервной системы, резкое снижение работоспособности. Фактически дети могут активно работать только на первых двух уроках, а затем удержать их внимание очень сложно. Зато возникает или усиливается двигательная расторможенность. Домашнее приготовление уроков обычно затягивается, а результаты чаще всего неудовлетворительные. С особенным трудом выполняются письменные задания, повторное переписывание только ухудшает результат. У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Для мальчиков более свойственны расторможенность, неусидчивость, а для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость.
     У леворуких детей нередки школьные страхи - перед неудачами в школе, перед письменными работами.
     У левши при переучивании может также возникнуть невроз навязчивых состояний - как правило, в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием к дальнейшей жизни. Если родители заставляют детей выполнять все действия правой рукой, он и обычно слушаются и стараются, но им это плохо удается. В случае отсутствия поддержки и похвалы за их старания у детей постепенно появляется тревожное ожидание неудачи, а в дальнейшем - навязчивые мысли о своей неполноценности.
     Известны, хотя и более редки в младшей школе, проявления истерических неврозов, возникающих в результате насильственного переучивания. Истерический невроз может проявляться в виде истерической слепоты, рвоты и психомоторных припадков.
     Все вышесказанное, на мой взгляд, убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как удобно учителям и родителям. Вероятно, в этой ситуации лучший выход - приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться в правоориентированном мире.
     К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия также, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:

  1. Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;

  2. не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;

  3. категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;

  4. любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;

  5. желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;

  6. необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;

  7. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.


Литература


1. Безруких М., Ефимова С. , Круглов Б. Почему учиться трудно? - М., 1995.

2. Безруких М. Леворукий ребенок в школе и дома. - Екатеринбург, 1998.

3. Макарьев И. Если ваш ребенок - левша.-СПб, 1995.

4. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. - М., 1994.

5. "Школьный психолог" №7 1999


Ломтева Т.А.,

детский психолог.