Главная страница
Кто мы
Статьи
Детская страница
Практика
Консультация
Советы
Философский музей 
Книги
Ссылки


Медлительность и неуверенность.

     ЗАПРОС: Моему сыну 8 лет. Он учится во втором классе. Очень стесняется в школе. На уроках часто отвлекается, думает о чем-то своем (по словам учителей "отсутствует на уроке"), отвечает неуверенно или вообще молчит. Хотя дома мы занимаемся и он, как мне кажется, идет в школу подготовленным. С чем это может быть связанно? Уроки делает очень медленно, ждет моего прихода с работы, а с бабушкой, дедушкой или старшей сестрой отказывается заниматься. Подобная проблема с занятиями в музыкальной школе - молчит на уроках сольфеджио, отвлекается на хоре. Дома ведет себя как обычный ребенок - шалит, болтает, много читает. Отец живет отдельно 6 лет, к детям внимание проявляет, иногда посещая их в школе, но не интересуется проблемами, и я не хотела бы его тоже вовлекать, да и он сам давно живет своей жизнью. Я материально независима, общительна, много работаю с людьми. Подскажите, пожалуйста, как добиться того, чтобы сын быстрее все делал?

     ОТВЕТ: Ваше беспокойство вполне понятно. К сожалению, подобная проблема распространена в неполных семьях, где матерям приходится совмещать в себе функции и мамы, и папы.
     Вы пишете, что сын очень медленно делает уроки, ждет Вашего прихода с работы. Скорей всего, Вашему сыну просто не хватает общения с Вами. Вы много работаете, приходите уставшей. По этому Ваше общение не может быть наполненным. Так как Вы много работаете с людьми, то непроизвольно эмоционально выдыхаетесь и не можете полно включиться в проблемы сына. Бабушка, дедушка, сестра не могут заменить сыну Ваше внимание. Это ожидание внимания постоянно уводит его во внутренний мир, в котором он видит себя вместе с Вами. Отсюда и его рассеянность.
     С другой стороны, медлительность может быть проявлением особенности его нервной системы, темперамента, утомляемости или неравномерности психических процессов. В таком случае лучше обратиться к психоневрологу.
     Его отвлекаемость на уроках ("отсутствие на уроке"), уход в мир своих переживаний и грез, может говорить о состоянии фрустрации, о нереализованной потребности, которая реализуется только в мире его фантазии. Отсюда его "думы о чем-то своем". Скорей всего в этих фантазиях присутствуете Вы и его отец, с которым связь нарушена. А неуверенные ответы говорят скорее о заниженной самооценке мальчика и неуверенности в себе.
     Задумайтесь, насколько тесны и доверительны Ваши отношения с сыном? Вспомните, как Вы разговариваете с ним: только спрашиваете, как и что произошло, или говорите о том, что чувствует Ваш сын? Или Вы только делаете с ним уроки, и Ваш процесс общения сводится к "Что Вам задали? Опять на тебя жаловались! Ты скоро ляжешь спать?" и тому подобное? Попробуйте найти время для постоянного контакта с сыном. Пусть это будет всего час, но этот час будет ПОЛНОСТЬЮ ПОСВЯЩЕН СЫНУ. Это может быть час перед сном. Своего рода ритуал, который не нарушается. Не разговор на кухне через плечо во время готовки ужина; не кивки головой во время разговора по телефону (или во время домашних дел). Это должно быть полноценное общение. Один на один.
     Можно попробовать систему поощрений: если ребенок успевает к вашему приходу сделать домашнее задание, то вы играете с ним час (или другое определенное время). Если не успевает - то время сокращается ровно на столько, сколько вместе будете делать задания. Может случиться и так, что и на "поиграть" времени не останется. Проговорите этот момент и пробуйте еще раз.
     Так же можно постепенно сокращать время выполнения заданий. Сегодня - 1,5 часа, а завтра на 10 минут меньше. Стал укладываться в срок - поощрение. Потом время еще на 10 минут сокращается. И так до тех пор, пока не придет к реальному для него времени выполнения заданий.
     Если же Вы поймете, что нуждаетесь в индивидуальном анализе ситуации или диагностике эмоционального состояния сына, Вы всегда можете прислать запрос на личную консультацию.
     Всего наилучшего!

Брилинг Елена Евгеньевна, психолог
briling@psilib.ru