Главная страница
Кто мы
Статьи
Детская страница
Практика
Консультация
Советы
Философский музей 
Книги
Ссылки


Повлияла книга…

     ЗАПРОС: Здравствуйте! Пожалуйста, помогите, посоветуйте хотя бы, что можно предпринять в связи со следующей проблемой. Сначала я попытаюсь ввести Вас в курс дела, проблема туманная, я сама плохо понимаю ее, и поэтому мне трудно внятно изложить ее, но я очень хочу помочь моему сыну, но не представляю, как. Мы живем втроем (еще мой муж). Я подозреваю, что нынешнее состояние сына связано с тем, что папа наш сильно пил много лет, но перестал три года назад. Ребенок очень натерпелся конечно, как и я. Но я обращаюсь к вам не с этим. Мой сын (сейчас ему 16) всегда очень требователен к себе, и в младшем возрасте и сейчас, всегда все старается делать, учиться, вести себя на "отлично". Никогда не было с ним каких-либо трудностей, все его хвалят, взрослые им восхищаются, просто идеальный ребенок. Он всего добивается сам, я старалась от него ничего не требовать, наоборот, говорила ему всегда, чтобы он себя берег, побольше отдыхал, не слишком старался, не заставляла его и не ругала. И вот, год назад он прочитал книгу М.Норбекова "Опыт дурака". Это всем известная книга, в которой Норбеков учит, как надо относиться к жизни, здоровью, как сделать их совершенными, и как избавиться от проблем и от плохого зрения, в том числе (а у сына зрение не очень). Норбеков пишет, что "если вы хотите продолжать жить неинтересной, серой жизнью, которой вы живете, то эта книга не для вас, а если хотите себя изменить в лучшую сторону (и зрение получить отличное), то вы ДОЛЖНЫ работать над собой, добиваться искусственно отличного настроения, т.е. создавать "Октаву", ЗАСТАВЛЯТЬ себя". Это, конечно, вкратце, но мой сын книгу именно так понял и начал заниматься по этой системе летом, во время каникул. Целыми днями он создавал у себя хорошее настроение, делал гимнастику для глаз. В результате зрение не изменилось, а он стал очень напряженным, мрачным, думал о чем-то постоянно. Летом же он начитался книг Л.Виилмы (тоже известный автор), которая тоже писала о том, какие страшные проблемы возникают у человека, если он неправильно думает и ведет себя. Эти книги еще больше усугубили его состояние. А осенью, ему было так плохо на душе, что он говорит, что это самый ужасный период его жизни.
     Конечно, он отказался от любых книг подобных направлений с тех пор. Он говорит, что эти книги очень отрицательно на него повлияли. Что меня пугает, что это состояние у него не проходит. Он делился со мной своими проблемами еще этой осенью, но я списывала их на его сложный возраст, думала, что это должно пройти. Но я, честно говоря, с трудом его понимала, пыталась как-то помочь ему справиться с этим, но все без толку. Вот что я записала с его слов. В ЧЕМ ПРОБЛЕМА, собственно говоря, и из-за чего он находится в тяжелом душевном состоянии. Я повторю, что объяснить его состояние мне очень сложно, т.к. я плохо понимаю его сама. Его мучают МЫСЛИ о том, что надо заставлять себя что-то делать, избавляться от недостатков и комплексов, иначе, если он от них не избавится, то его жизнь будет ужасной, серой, бессмысленной. Эти душевные муки начинаются с того, что вдруг он вспоминает об этих мыслях. Они не его, а приходят извне, как будто кто-то заставляет его их думать. Причем это отражается даже на физическом уровне, он говорит, что у него все сжимается внутри. Тогда он не может ничего делать, может только думать над этим мучительно, что он должен решить эту проблему, как избавиться от недостатков, страхов, что он должен обязательно себя заставлять что-то делать. Но проблема ему кажется неразрешимой, причем он может находиться в этом состоянии очень долго, потом наступает какая-то тупая апатия, безразличие, по крайней мере, уже не так страшно и больно душе, а потом он как-то случайно отвлекается, и эти мысли не исчезают, но хватка их ослабевает, и внутри отпускает. У него постоянно происходит в голове самоанализ, он ополчается против своих недостатков и страхов (а недостатков-то у него и нет практически, он так называет страхи и комплексы, я думаю). Причем думать обо всем этом он не хочет, но, если он пытается отвлечься или бороться с мыслями, они нападают на него с новой силой. Он думает, что каждая минута, в которую он себя не совершенствует, пропала даром. Он ополчается против малейших проявлений недостатков, страхов не сделать что-либо, не казаться совершенным, слишком боится плохого настроения, а в результате постоянно живет в нем. Он говорит себе, что если он что-то не предпримет, но ему это делать не хочется, то потом будет еще хуже. Мысли ему говорят как бы, что нет смысла в прожитой минуте, если она не ведет к счастью. Например, если он стоит просто и ждет троллейбус, ничего не делая при том, например, не делая гимнастику для глаз, то жизнь уходит напрасно. Вот какой ужас. Причем он очень хочет жить спокойно, без бессмысленной постоянной работы души, но никак не может от этого избавиться. И он очень занят, много дел, уроков, музыкальная школа. Но, как только выдается свободное время, его атакуют эти мысли. Занимался борьбой, но бросил, т.к. она только усугубляла его состояние, он и ею заставлял себя заниматься, т.к. это НАДО. Я понимаю, что постороннему человеку сложно понять мое сумбурное письмо, но, возможно Вы сталкивались с чем-то подобным. Пожалуйста, помогите. Он разговаривает со мной очень редко откровенно, и у меня работа напряженная, я занята все время, т.е. я не делаю из этого трагедию, не показываю, что меня это очень тревожит. А на самом деле, я сама теперь боюсь…
Спасибо, Н.

     ОТВЕТ: Добрый день, Н.!
     Конечно, то, что происходит с Вашим сыном не может Вас не тревожить. Другой вопрос, что быстро и просто тут помочь сложно. Похоже, что Ваш сын испытал что-то вроде самопрограммирования. Чтение некоторой литературы, к сожалению, иногда дает такой эффект.
     В психологии есть такие техники (приемы), когда человек сначала сам себя что-то заставляет делать а потом это приводит к автоматическому деланию. Но это используется тогда, когда человек готов к тому, что он хочет в себе исправить, и понимает, что за этим последует (т.е. примет своего рода ответственность за последствия от действий). Если человек не достаточно готов, не представляет себе последствий, не готов к ответственности, то все равно автоматизм появляется, но уже типа рефлекса, привычки, а может быть даже и "зависимости". И избавиться от этого самому сложно. Потом если и решаешь для себя, что это мешает, а мозг все равно не может быстро перестроиться.
     В Вашем случае, это сработало с сыном, потому что он ОЧЕНЬ ХОТЕЛ этого, то есть был сильно мотивирован. К тому же, как Вы писали, "все старается делать, учиться, вести себя на "отлично". Поэтому и с этой задачей - перестройкой себя - он справился быстро и на "отлично". И поскольку он не получил в полной мере того, к чему стремился, разочарование было слишком сильным (можно сказать так, что слишком большие ожидания при малом конечном результате сделали разочарование стойким).
     И работа здесь должна быть на смену модели восприятия (и следовательно, своего поведения) отношения к жизни (себя в этой жизни), работа с зависимостями. А это уже работа специалиста.
     Самим можно попробовать снять напряженность путем расслабляющих массажей и ванн. Заниматься релаксацией и аутотренингом (на состояние спокойствия и расслабленности). Поддерживающие разговоры, отвлекающие его от этих мыслей. Хорошо поможет смена обстановки и окружения: уехать в деревню, лагерь, курорт и т.д. А лучше - пойти в поход (пеший, по горам, или на байдарках по легким простым рекам). Природа действует расслабляюще; костер, песни - отвлекают от суетных "коррекционных" мыслей, к тому же и совершенствовать себя тоже есть где - преодолевая преграды. Знаю, что собирают такие группы ребят по крымским горам и в пещеры. Работают там высоко квалифицированные инструкторы, Несколько взрослых на десяток ребят. Так что, все безопасно, и полезно.
     Понятно беспокойство Вашего сына и его желание спокойной жизни. Постоянное напряжение изматывает. Даже состояние постоянного счастья организм не может выдержать долго - это ведь стрессовое состояние (хоть и позитивное). А стресс имеет три фазы: защитную (организм стрессу сопротивляется), потом приспособление (если находится непродолжительное время в нем) и истощение (если стрессовая ситуация слишком длительная).
     Поэтому помимо самопомощи советую Вам обратиться к специалисту. Лучше, конечно, если Ваш сын сам придет к психологу (или придете вместе). Если Вы живете в Москве, то могу предложить Вам услуги наших коллег), можете обратиться в районный центр психологической поддержки, или в городскую психологическую службу.

Брилинг Елена Евгеньевна, психолог
briling@psilib.ru